Жизнь под дамокловым мечом смерти каждую минуту — такова была доля части жителей Калужской области, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ни физнагрузок даже малейших, ни стрессов и очереди на операцию в федеральные центры. Однако медики областной клинической больницы в последние дни уходящего года воплотили в жизнь усилия четырех лет подготовки и открыли отделение кардиохирургии.

Без торжественных ленточек и лишнего пафоса начали сразу с дела — аортокоронарного шунтирования. Сложнейшая высокотехнологичная операция, ранее в регионе не выполнявшаяся.

img 8466

Мало того, что операционная похожа на рубку какого-то космического корабля: все переливается, гудит, подмигивает сигнальными лампами. Ее еще и «населяют» десяток специалистов. И все они — единая

команда, единый организм. Хотя бы одного исключи, и операция может не состояться.

«С одной стороны, такая операция требует микрохирургической техники. Однако самое важное и, наверное, то, на чем все держится, – это труд коллективный. Если сравнивать со спортом, то кардиохирургия — командный вид. Успех зависит от каждого члена. Многое решает квалификация хирурга, тем не менее успех может быть сведен к минимуму, если команда не сработает», — рассказывает заведующий отделением кардиохирургии в Калужской областной больнице Андрей Лушкин.

Пока одни готовят инструменты и медикаменты, другие погружают пациента в сон. Следующий этап еще сложнее. Пара специалистов с конечностей пациента хирургически извлекают фрагменты вен — из них будет сформирован обводной канал для кровотока, идущего к сердцу, взамен пораженного сосуда. Параллельно анестезиологи контролируют артериальное давление, температуру, сердечный ритм и иные показатели пациента. Тут же медики готовятся к подключению аппарата искусственного кровообращения. Именно он начнет работать, когда деятельность сердечной мышцы остановят хирурги. Подготовительный этап лишь на первый взгляд может показаться простым. На самом деле это множество тонких процессов, связанных в единый механизм. И занимает он несколько часов. Затем наступает самое сложное — вмешательство на открытом сердце. Используя оптические системы, специалист ювелирно формирует сосуд для снабжения человеческого «мотора» живительной кровью. Это занимает еще примерно полтора часа. Можно было бы сравнить с искусным шитьем или Левшой, подковывающим блоху. С одним только но — от мастера зависит жизнь человека, чье сердце у него под руками. Тут практически невозможно попытаться второй, третий или пятый раз. Сделать все нужно сразу и «чисто».

img 8199

Наверное, именно поэтому один из самых волнительных моментов — запуск сердца. Чтобы остановить «мотор», вводится специальный раствор, защищающий мышцу на время отсутствия притока крови. Запускается сердце, когда к нему снова начинает естественным образом поступать кровь. Порой оно возобновляет работу через нарушение ритма — фибрилляцию, тогда используется специальный аппарат, знакомый многим по фильмам, — дефибриллятор.

И вот в операционной кажется, что никто не дышит, разряд … Приборы все так же мерно шумят, продолжая работу. И все выдыхают — все прошло успешно. Последний, завершающий, этап тоже не так прост. Необходимо «закрыть» сердце, все зашить и передать пациента в реаниматологию.

Восстановительный период занимает примерно полгода, из которых два — три месяца больному придется соблюдать все ограничения, связанные с травмой, — хирургическое вскрытие грудной клетки заживает и срастается ничуть не проще обычных переломов. Впоследствии можно потихоньку увеличивать нагрузки. Однако реабилитация проводится амбулаторно, так как из больницы пациент уходит сам уже на 10-й день после аортокоронарного шунтирования. А несколько месяцев восстановления — это капля в море по сравнению с жизнью под страхом смерти от любого неловкого движения или новости. Так считает и сам пациент, ставший вторым, кому операцию сделали в Калужской области, Николай Мархов. Жителю Мосальского района — 68 лет, и последние годы он не мог даже вести хозяйство толком.

«Я инфаркт ждал в любую минуту, а стент поставить было нельзя, сосуды оказались очень забиты, — вспоминает пенсионер. — Когда мне предложили операцию, я согласился сразу же. Врачи предупредили, что до меня в больнице только одному пациенту до меня делали такую операцию, но никакого волнения это не вызвало. И я очень благодарен врачам — мне даже дышать легче стало».

img 8630

К открытию кардиохирургического отделения областная больница шла четыре года. С момента одобрения проекта и до открытия операционной.

«Само вмешательство — лишь малая часть проделанной работы. Самая видимая, конечно. Но статистику пациентов мы провели еще четыре года назад. Тогда за пределами нашего региона было прооперировано около 2,5 тысячи калужан с сердечно-сосудистыми патологиями. Из них примерно 600 пациентам было выполнено аортокоронарное шунтирование», — отмечает руководитель регионального сосудистого центра Станислав Мальцев.

Эти исследования показали то, что в самом регионе такая высокотехнологичная помощь очень востребована. Ведь многие из больных в силу состояния не могли добраться даже до федерального центра. Это уж не говоря об острых состояниях, когда помочь можно лишь в так называемый «золотой час». Буквально первые часы решают, будет ли пациент полноценно жить или медикам останется лишь реабилитировать последствия.

Таким образом, специалисты областной больницы начали работать над тем, чтобы приблизить помощь к пациентам. Переоснащение операционной, подбор профессионалов, организация процессов — на это и ушло четыре года.

Отделение кардиохирургии открылось 1 ноября 2022 года. Его вместимость на начальном этапе составляет 15 коек. Однако уже сейчас хирурги приближаются к десятку успешно сделанных  операций на открытом сердце. В перспективе такие будут выполняться каждый день.

Фото Андрея ХОРОШАВИНА.