Памяти нонконформиста 01

Памяти нонконформиста

В Калужском музее изобразительных искусств проходит выставка, посвященная памяти самого дерзкого, мятежного и литературно одаренного русского церковного и общественного деятеля XVII века протопопа Аввакума.

Калужанам она особенно интересна, так как в Боровске этот нонконформист претерпел страшные муки за свою веру. Заслуженный художник РФ старообрядец Олег Молчанов стремится показать особенности своего мировоззрения через русский пейзаж.

Созданный художником выставочный проект «Потаенная Русь» представлен в Калуге в варианте  «Рождество на Рогожском».  В апреле 2022 года исполнилось 340 лет со дня его мученической кончины.

Старообрядцы — носители древнерусских традиций. Одним из крупных старообрядческих духовных центров в России является Рогожская слобода в Москве, давшая второе название выставке. Молчанов — прихожанин Остоженской старообрядческой общины Москвы. На выставке представлены предметы старообрядческой культуры из коллекции художника.

Олег Молчанов родился в Костромской области, закончил Ярославское художественное училище. Он — выпускник первого набора Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по мастерской пейзажа. Окончил курс реставрации в Институте имени Репина.

Памяти нонконформиста 02

Академик РАХ Олег Молчанов — художник и скульптор, мастер лирического пейзажа, телеведущий канала «Союз». Автор совершает многочисленные творческие поездки на пленэр, предпочитая писать пейзаж «живьем» в любую погоду. Излюбленные периоды года — зима и межсезонье. Художнику удается передавать переходные состояния природы, любимые его мотивы — ранний снег, мартовское солнце, золотая осень, туманное утро.

Олег Молчанов считает: «Художник выставляет всю душу напоказ. Он, по сути, обнажается духовно, душевно для зрителей. И происходит или не происходит контакт или диалог. В этом, наверное, основная задача художника. Когда он начинает писать пейзаж, этюд, картину, не думает о каком-то мессианстве, он пишет даже не задумываясь. Он должен сопереживать тот мир, который пишет».

Как скульптор Олег Молчанов создал ряд работ: бронзовую барельефную икону в царской часовне в Костроме, проект памятника Ивану Грозному в Орле, проекты памятников Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и семье Ивана Грозного для Рузы. В экспозицию вошла модель памятника протопопу Аввакуму, созданная для Боровска.

Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником никоновской реформы Церкви, лидером «ревнителей древнего благочестия». Аввакум рассказал о своей жизни, полной испытаний и страшных лишений, в «Житии» — первом в истории русской литературы опыте автобиографии. Его протест против беззаконий был неистов, и мир ответил ему жестоко. Причем и бояре, и смерды.

У одной вдовы «начальник отнял дочерь», протопоп заступился. «Начальник» сначала «до смерти задавил» протопопа, так что он лежал «мертв полчаса и больше», затем «пришед в церковь, бил и волочил за ноги по земле в ризах», палил «из пистола» и, наконец, «дом отнял и выбил, все ограбя».

В Лопатицы пришли «плясовые медведи с бубнами и с домрами», устроив там бесовские пляски,  и аскетичный  Аввакум, «по Христе ревнуя, изгнал их и хари (маски) и бубны изломал, един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».

Конфликт Аввакума с прихожанами достоверно показан в фильме Николая Досталя «Раскол». Там протопоп изгоняется как из Лопатищ, так и из второго своего прихода в Юрьевец-Подольском.

Четырнадцатого апреля 1682 года, в страстную пятницу, по указу царя Федора Алексеевича Аввакум «за великие на царский дом хулы» был заживо сожжен в срубе вместе со своими соратниками. Горевшие заживо мученики пели молитвы. В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив ее в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!».

Эта казнь показала слабость государственной власти, нравственное превосходство приверженцев старой веры над принявшими реформы Никона.

Выставка продолжит работу до 15 января, она будет интересна и любителям истории Отечества, и ценителям живописи.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.