Лейтесь лейтесь слезы горькие 02

«Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»

Поэзия возникла для пения, в крайнем случае – для чтения вслух. Стихи Пушкина прозвучали в Калужской филармонии. Частый гость нашего города народный артист России Евгений Князев вместе с Калужским симфоническим оркестром имени Рихтера представил зрителям «Бориса Годунова».

Евгений Князев, известный широкой публике как исполнитель ролей Вольфа Мессинга, Льва Троцкого и Сталина, напомнил, что рыба гниет с головы. Даже если на ней шапка Мономаха.

Один из опытнейших артистов Вахтанговского театра, ректор Щукинского театрального института (который сделал выпуск и в стенах Калужской драмы) находит время и на частые гастроли со своими проектами. Он ранее уже представлял в филармонии литературно-музыкальные постановки «Супруги Каренины», «Метель», «Моцарт, Моцарт! Царь и Бог!», «Борис Пастернак: «Больше всего на свете я любил музыку…».

Лейтесь лейтесь слезы горькие 01

Натруженным голосом, с листа, Князев бросал в зал крылатые строки гения. После завершения этой работы Пушкин писал Петру Вяземскому из Михайловского в Москву: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

Князев убедительно представил образы Гришки Отрепьева, Марины Мнишек, царя Бориса, бояр, монахов, юродивых. Для калужан перипетии сюжета особенно интересны, ведь эта история отчасти развернулась и на нашей земле.

«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московского государства, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» была написан под влиянием чтения «Истории государства Российского». Пьеса была опубликована с цензурными сокращениями в 1830 году, но сцену увидела лишь через тридцать три года – больно колола глаза кормящимся от власти.

Чему удивляться, ведь, по справедливому мнению Сергея Бонди, главным героем трагедии «Борис Годунов» является народ. «О народе, его мнении, его любви и ненависти, от которых зависит судьба государства, все время говорят действующие лица пьесы».

Белый стих сопровождали музыка Мусоргского из одноименной оперы, фрагменты произведений других композиторов. Оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Алексея Лаврентьева с чувством исполнил музыку из самой знаменитой в мире русской оперы.

В первой редакции оперы Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.

Премьера состоялась в 1874 году, но, несмотря на восторженный прием публики, критика по указке сверху встретила оперу резко отрицательно, и вскоре она была снята с репертуара. Ведь слова Пушкина разят под дых. К Борису обращается юродивый и говорит, что его обидели мальчишки, и он просит Бориса, чтобы тот велел их наказать: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича».

Шуйский намеревается наказать юродивого. Но Борис останавливает его и просит юродивого молиться за него, Бориса. Но юродивый отказывается: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!» Народ в ужасе расходится. Юродивый же поет: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие».

Слушатели могли убедиться, что мелодика Мусоргского — естественная, «творимая говором», вырастающая из интонаций русской речи, песни. По словам Бориса Асафьева, «оркестр Мусоргского — отражение динамики душевной жизни героев».

Во вступлении фагот и английский рожок изложили щемящую и очень русскую по характеру мелодию, которая затем передается различным инструментам, обрастая все новыми красками. Совсем не лишним было бы общепринятое наличие программок с перечнем исполненных произведений и, конечно, оркестрантов, исполняющих соло.

Овация и цветы подтвердили, что слово Пушкина и конгениальная ему музыка современны и свежи. Концертный сезон в филармонии продолжится звездно: 15 декабря выступит Юрий Башмет с оркестром «Солисты Москвы», а 28 декабря Николай Луганский исполнит музыку Рахманинова.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.