Красный сарафан 02

Красный сарафан

Масштабная выставка «Магия русского костюма. Калужские традиции» проходит в Инновационном культурном центре. На настоящей, вытканной на домашнем станке, полосатой дорожке выстроились манекены в подлинных костюмах наших пращуров. Ведь крестьянская «мода» не менялась тысячелетиями!

Уникальна по полноте и разнообразию коллекция подлинных старинных костюмов Калужской губернии из собрания Алексея Кузнецова и фольклорного ансамбля «Млада» (город Сосенский, Козельский район).

Этнографический проект «Народный костюм Калужского края» стартовал осенью 2021 года в преддверии Года культурного наследия народов Российской Федерации. Его задачи — создание электронного каталога и альбома народного костюма Калужского края, а также его экспонирование.

В народном костюме нет случайных деталей, они отточены тысячелетиями. Кроме того, одежда, как нынче выражаются, экологична, крой наиболее экономен. Домотканый холст не разрезался. Напротив, там, где одежда должна быть свободнее, вшивались лоскуты, как правило, контрастного цвета.

Обратите внимание на преобладающие цвета одежды – белый, красный, черный, напрямую связанные с символикой стихий. Знаки-обереги вышивали как заклинание от проникновения злых духов. Ими украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи.

Красный сарафан 04

Орнаментом декорировали все швы на свадебных рубахах. Одеяния шили с длинными рукавами, жених и невеста соприкасались руками лишь через ткань. Еще такие рукава называли «плакательными», во время свадебного обряда девушка вытирала ими слезы, оплакивая утраченную свободу.

Украшенные рубахи входили в приданое каждой женщины, их полагалось иметь не меньше десяти. Самые нарядные из них готовили на сенокос, жатву, день первой борозды, день выгона скота. То есть наши пращуры шли на работу, очень тяжелую, как на праздник!

Верхнюю часть рубашки шили из лучшего льняного полотна и называли «станом», а нижнюю — из грубой конопляной ткани. Понева, юбка, состояла из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани. Их стягивал на талии плетеный поясок — гашник. За ним носили кошелек, отсюда и пошло слово «загашник».

Подвенечная одежда использовалась в поворотные моменты жизни человека. Ей приписывались целебные свойства, она употреблялась при тяжелых родах, болезни. Подвенечная рубаха невесты изготовлялась только в строго определенные, священные дни.

Орнамент в виде косого креста появился в Восточной Европе на изделиях из костей и бивней мамонта еще в каменном веке, в 25-м тысячелетии до новой эры. Потом он перекочевал на одежду. Вышивальщицы прошлого века, конечно, не знали значения орнаментов, но традиция донесла их до нас из незапамятных времен.

Вы увидите на многих вышивках ромб — символ плодородия, который соединяет в себе женский символ — треугольник острием вниз, и мужской символ — треугольник острием вверх. Слияние этих треугольников в ромбе обозначало вечное творение жизни. С появлением земледелия ромб стал знаком вспаханного и засеянного поля.

Выставку сопровождает просветительская программа. Двенадцатого ноября любителей народной культуры ждет концерт «Осенний вечор», на котором Софья Семина и Полина Пащукова предложат стихи и песни.

Четырнадцатого ноября Наталья Меглицкая расскажет об истории промысла «Тарусская перевить». Затем вы попробуете сами создать ажур на мастер-классе «Основные приемы традиционной тарусской вышивки».

Приходите изумиться вкусу и трудолюбию калужских ткачих и вышивальщиц.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.