В преддверии дня рождения поэтессы в Калужском музее изобразительных искусств, в бывшем Доме учителя, проходит третья выставка из цикла «Марина Цветаева. Поэзия и проза жизни».
Экспозиция «Изломы судьбы» посвящена полной трагизма жизни, поэтому эпиграфом к ней служит стихотворение «Рябину рубили зорькою. Рябина — судьбина горькая…».
Бурная юность, замужество по обоюдной страсти, Октябрьская революция, Гражданская война, эпоха Военного коммунизма, голод, холод, неустроенность, зыбкость бытия. Затем – голод уже не на Родине, которая сама была в разрухе и нищете, а в благополучной Европе.
Одно дело – писать стихи о Пугачеве, и совсем другое — оказаться в круговороте рождения нового мира:
Белый был — красным стал: кровь обагрила.
Красным был — белым стал: смерть победила.
Экспонаты, подобранные к выставке, — памятки о местах и людях, сыгравших важную роль в судьбе поэта и прозаика. Крымские пейзажи, написанные С. Васильчиковым и А. Куприным, литературные места Москвы на графических работах Е. Мациевского.
Прекрасный Люксембургский сад в Париже, рисунок коллеги Цветаевой по нищете и мытарствам эмиграции Зинаиды Серебряковой. Небольшие по формату графические работы парижских пейзажей Матвея Доброва и Вадима Фалилеева представляют особую ценность. Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879 — 1950 гг.) – один из крупнейших русских граверов, художник, который утвердил гравюру как самостоятельное искусство, равноправное с живописью.
Символичная фаянсовая скульптура Цветаевой с одним крылом выполнена Валерием Малолетковым. Художник создал серию керамических произведений «Творцы духа». В нее вошли скульптурные композиции, посвященные Пушкину, Гоголю, Есенину, Цветаевой, Ахматовой и Татлину. В каждой из работ портретное сходство и психологическое состояние модели органично передаются пластическими качествами керамики.
В эмиграции Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника.
Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловы шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель да чешские деревни — вот места души моей». Поэтому на высоком берегу Оки в Тарусе установлен камень, тарусский доломит, с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Экспозиция будет работать до 15 ноября. Придите почтить память той, что так любила наш Калужский край.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения