Гамлет 01

Гамлет, будь!

Нет ни одного дня, чтобы сразу на нескольких сценах по всему миру не шел «Гамлет». Почему? На этот вопрос постарались ответить артисты Калужской драмы и ее главный режиссер Роберт Манукян.

У каждого читателя — свой Гамлет. Однако за последние тридцать лет выросло племя «нечитателей», которые не знакомы не то что с текстом, но даже с сюжетом. Очень интересно было слышать их реакцию в зале и обсуждения в фойе.

Гамлет 02

Тем более у каждого режиссера — свой Гамлет, ведь все они мечтают взойти на эту Джомолунгму. Только вот беда, даже самый умный и хитроумный поскользнется, если у него нет актера на роль принца. Человека и талантливого, и обладающего экзистенциальной плотностью.

Гамлеты были и есть разные, их играют и мужчины и женщины, рэперы и мимы, брутальные качки и рафинированные интеллигенты. Есть даже моноспектакли, где Гамлет отдувается за всех персонажей.

Тот же плюрализм с интерпретацией сюжета. О пьесе написано столько исследований, что за жизнь не прочесть. Чего только не придумали интерпретаторы! Внебрачные дети, насилия, близнецы — мексиканский сериал отдыхает.

Роберт Манукян из вороха версий пьесы выбрал ту, где Офелия беременна от Клавдия. Гертруда (заслуженная артистка России Надежда Ефременко) — не счастливая по-женски вдовушка-новобрачная, а королева, вынужденная мириться с изменами Клавдия, пытаясь сохранить жизнь сыну.

Спектакль динамичный, темп возрастает к финалу. Ритм поддерживает и почти постоянное вращение поворотного круга. Трехъярусная декорация (художник-постановщик Борис Шлямин) — и лабиринт, где, как узник, бродит призрак отца Гамлета (заслуженный артист России Сергей Корнюшин), бушуют страсти, и образ той самой мышеловки, в которую принц ловит Клавдия. Увы, мститель и сам попался в ее капкан!

Гамлет 09

Тут и там развешаны металлические листы, с помощью которых в театре раньше изображали звук грома. Он отлично сочетался с хитроумным, полистилистическим музыкальным оформлением. Задействованы инструменты от клавесина до электрогитары, на которой играет сам композитор, Игорь Щербаков.

Он петербуржец, автор музыки к более чем двадцати теле- и кинофильмам, музыкальный продюсер, сценарист. Отсюда, а также от карусели поворотного круга и дымной атмосферы, вероятно, ощущение кинематографичности происходящего.

Костюмы (Оксана Богданович) воссоздают брутальность Средневековья, когда человека мыли лишь перед погребением. Меховые отделки, как в «Дюне» Дэвида Линча, черно-серая палитра «нецвета», тусклая сталь создают мир без тепла и уюта.

Заслуженный артист России Михаил Кузнецов играет Первого актера и Могильщика, вызвав смех и сорвав аплодисменты. И как жаль, что именно его монологи и диалоги пошли под нож! Мы даже не услышали сакраментального «Бедный Йорик»!

Актрису бродячей труппы представляет Ирина Шуркина, играющая убийство Гонзаго в красных перчатках, будто Соланж в незабвенных «Служанках» Виктюка.

Истинным героем постановки стал Клавдий. Валерий Смородин сумел превратить «Гамлета» в свой бенефис. Мощный, дикий, хитрый, завистливый, бесчестный, понятный до дна, словом, обычный властелин. Иногда совесть его пробирает, но «цели определены, задачи поставлены», и отступать от них из-за каких-то рефлексий он не намерен.

По коварству и безжалостности племянник ему под пару. Гамлет (Кирилл Бессонов) пытался вскрыть вены на левой руке, Офелия (Ирина Желтикова) бинтует бедняжку. «Быть или не быть?» прозвучало с тем же кинжалом, занесенным над рукой. Шекспировский Гамлет, конечно, не прибег бы к такой мелодраматичной попытке вызвать жалость.

Хлопотун Полоний (Дмитрий Денисов) дает отдохнуть уху на привычном лексиконе пошлости и лизоблюдства. Он сумел свести дочь с новым королем и ждал прибыли от плода монарших утех, но наткнулся на кинжал, как крыса. Зловещий мелкий грызун Озрик грезит о троне — ведь и он бастард Клавдия.

Сцену дуэли с Лаэртом (Владимир Прудников) украсило фехтование на палашах, тяжелых двуручных мечах. Единственный положительный образ, Горацио (Ярослав Орляченко), как бы ведет спектакль, печалясь и недоумевая над неразумием героев.

Гамлет 10

В постановке много неожиданных ходов, режиссерских находок, раскрывать которые не хочется, чтобы не лишить вас удовольствия при просмотре, а пойти на спектакль, конечно, стоит.

Пьеса слишком известна, она растащена на цитаты. Всем знакомы образ человека с черепом в руке, первая строчка монолога «Быть или не быть?» и скорбное «Бедный Йорик». Благодаря группе «Аквариум» в России знают реплику Клавдия «Не пей вина, Гертруда».

Мультфильм «Король Лев» — это ремейк «Гамлета», а песня «The Beatles» «Let It Be» — ответ на гамлетовский вопрос. Но пьеса — не только штампы, растиражированные масскультом. Шекспир был образованнейшим человеком, и в своих монологах принц спорит с Пико делла Мирандолой, вторит Эразму Роттердамскому… Сколько ни поставят «Гамлетов», темы не закрыть, как не вычерпать море.

Ведь, как писал неистовый Виссарион Белинский: «Гамлет — это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас, более или менее в высоком или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…»

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.