Нет ни одного дня, чтобы сразу на нескольких сценах по всему миру не шел «Гамлет». Почему? На этот вопрос постарались ответить артисты Калужской драмы и ее главный режиссер Роберт Манукян.
У каждого читателя — свой Гамлет. Однако за последние тридцать лет выросло племя «нечитателей», которые не знакомы не то что с текстом, но даже с сюжетом. Очень интересно было слышать их реакцию в зале и обсуждения в фойе.
Тем более у каждого режиссера — свой Гамлет, ведь все они мечтают взойти на эту Джомолунгму. Только вот беда, даже самый умный и хитроумный поскользнется, если у него нет актера на роль принца. Человека и талантливого, и обладающего экзистенциальной плотностью.
Гамлеты были и есть разные, их играют и мужчины и женщины, рэперы и мимы, брутальные качки и рафинированные интеллигенты. Есть даже моноспектакли, где Гамлет отдувается за всех персонажей.
Тот же плюрализм с интерпретацией сюжета. О пьесе написано столько исследований, что за жизнь не прочесть. Чего только не придумали интерпретаторы! Внебрачные дети, насилия, близнецы — мексиканский сериал отдыхает.
Роберт Манукян из вороха версий пьесы выбрал ту, где Офелия беременна от Клавдия. Гертруда (заслуженная артистка России Надежда Ефременко) — не счастливая по-женски вдовушка-новобрачная, а королева, вынужденная мириться с изменами Клавдия, пытаясь сохранить жизнь сыну.
Спектакль динамичный, темп возрастает к финалу. Ритм поддерживает и почти постоянное вращение поворотного круга. Трехъярусная декорация (художник-постановщик Борис Шлямин) — и лабиринт, где, как узник, бродит призрак отца Гамлета (заслуженный артист России Сергей Корнюшин), бушуют страсти, и образ той самой мышеловки, в которую принц ловит Клавдия. Увы, мститель и сам попался в ее капкан!
Тут и там развешаны металлические листы, с помощью которых в театре раньше изображали звук грома. Он отлично сочетался с хитроумным, полистилистическим музыкальным оформлением. Задействованы инструменты от клавесина до электрогитары, на которой играет сам композитор, Игорь Щербаков.
Он петербуржец, автор музыки к более чем двадцати теле- и кинофильмам, музыкальный продюсер, сценарист. Отсюда, а также от карусели поворотного круга и дымной атмосферы, вероятно, ощущение кинематографичности происходящего.
Костюмы (Оксана Богданович) воссоздают брутальность Средневековья, когда человека мыли лишь перед погребением. Меховые отделки, как в «Дюне» Дэвида Линча, черно-серая палитра «нецвета», тусклая сталь создают мир без тепла и уюта.
Заслуженный артист России Михаил Кузнецов играет Первого актера и Могильщика, вызвав смех и сорвав аплодисменты. И как жаль, что именно его монологи и диалоги пошли под нож! Мы даже не услышали сакраментального «Бедный Йорик»!
Актрису бродячей труппы представляет Ирина Шуркина, играющая убийство Гонзаго в красных перчатках, будто Соланж в незабвенных «Служанках» Виктюка.
Истинным героем постановки стал Клавдий. Валерий Смородин сумел превратить «Гамлета» в свой бенефис. Мощный, дикий, хитрый, завистливый, бесчестный, понятный до дна, словом, обычный властелин. Иногда совесть его пробирает, но «цели определены, задачи поставлены», и отступать от них из-за каких-то рефлексий он не намерен.
По коварству и безжалостности племянник ему под пару. Гамлет (Кирилл Бессонов) пытался вскрыть вены на левой руке, Офелия (Ирина Желтикова) бинтует бедняжку. «Быть или не быть?» прозвучало с тем же кинжалом, занесенным над рукой. Шекспировский Гамлет, конечно, не прибег бы к такой мелодраматичной попытке вызвать жалость.
Хлопотун Полоний (Дмитрий Денисов) дает отдохнуть уху на привычном лексиконе пошлости и лизоблюдства. Он сумел свести дочь с новым королем и ждал прибыли от плода монарших утех, но наткнулся на кинжал, как крыса. Зловещий мелкий грызун Озрик грезит о троне — ведь и он бастард Клавдия.
Сцену дуэли с Лаэртом (Владимир Прудников) украсило фехтование на палашах, тяжелых двуручных мечах. Единственный положительный образ, Горацио (Ярослав Орляченко), как бы ведет спектакль, печалясь и недоумевая над неразумием героев.
В постановке много неожиданных ходов, режиссерских находок, раскрывать которые не хочется, чтобы не лишить вас удовольствия при просмотре, а пойти на спектакль, конечно, стоит.
Пьеса слишком известна, она растащена на цитаты. Всем знакомы образ человека с черепом в руке, первая строчка монолога «Быть или не быть?» и скорбное «Бедный Йорик». Благодаря группе «Аквариум» в России знают реплику Клавдия «Не пей вина, Гертруда».
Мультфильм «Король Лев» — это ремейк «Гамлета», а песня «The Beatles» «Let It Be» — ответ на гамлетовский вопрос. Но пьеса — не только штампы, растиражированные масскультом. Шекспир был образованнейшим человеком, и в своих монологах принц спорит с Пико делла Мирандолой, вторит Эразму Роттердамскому… Сколько ни поставят «Гамлетов», темы не закрыть, как не вычерпать море.
Ведь, как писал неистовый Виссарион Белинский: «Гамлет — это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас, более или менее в высоком или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…»
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.
Комментарии
Больше по теме
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения
Токсичные запасы. Чем домашняя консервация опасна для калужан
«Горел зелёный, я поехал». В Обнинске столкнулись пожарная машина и маршрутка