Эксперты криминалисты 04

Ниточки из прошлого

Как специалисты экспертно-криминалистического центра областного УМВД помогают возвращать имена павших в сражениях Великой Отечественной.

В конце минувшей недели Калужская область отметила 79-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Но до сих пор в местах отгремевших боев участники ежегодных «Вахт Памяти» находят останки погибших солдат и офицеров. Восстановить их имена, вернуть из небытия, наверное, намного важней, чем перезахоронить с почестями. И помогают поисковикам в этом сложном деле эксперты-криминалисты УМВД Калужской области.

Работа эта кропотливая, нередко требующая недюжинного терпения. И даже использование современного технического оборудования не гарантирует результата. Ниточка из прошлого может оборваться там, где и не предполагаешь.

Эксперты криминалисты 01

– Ежегодно в период «Вахты Памяти» нам приносят и найденные солдатские медальоны, и какие-то личные вещи погибших: портсигары, ложки, фляжки, на которых выцарапаны инициалы, позволяющие идентифицировать погибшего, – рассказывает криминалист ЭКЦ УМВД Калужской области Елена Кузнецова. – Металлические вещи мы бережно очищаем, фотографируем, чтобы затем работать с изображением на компьютере.

С солдатскими медальонами сложнее. Бумажки из них надо еще достать, а сохранность капсул часто плохая. Чтобы не повредить записку с данными, криминалистам приходится повозиться. На обоих концах медальона они делают крестообразные надпилы, затем еще один продольный вдоль всего пенальчика. После этого медальон аккуратно зажимают тисками, чтобы он растрескался, а бумажка из него выпала.

– Нередко все эти усилия оказываются напрасными, потому что в медальоне отсутствует записка. Ведь заполнять ее у красноармейцев считалось плохой приметой. Лично мне довелось работать примерно с 15 медальонами. Из них три или четыре были пустыми, – говорит Елена Кузнецова.

Но если бланк все же есть, для криминалистов проще, если записи были сделаны простым карандашом. Графит, оказывается, отражает инфракрасные лучи, которые помогают специалистам увидеть даже стертые или исчезнувшие надписи. Так что, говорят эксперты, хотите сделать запись на века, берите простой карандаш.

А чтобы работать с чернилами или иными красителями, используются ультрафиолетовые или люминесцентные лучи видеоспектрального компаратора – главного современного помощника в деле возвращения имен погибших.

– Бывает, что из-за процессов гниения бумага полностью истлевает внутри медальона, и мы здесь бессильны. Бывает, что из-за попадания влаги бумага слипается. И тогда мы садимся за микроскоп и под ним очень аккуратно, очень бережно с помощью двух игл начинаем разворачивать бумажную трубочку, смачивая ее при необходимости водой со слабым раствором глицерина. Разворачиваем совсем по чуть-чуть, чтобы не повредить, и поэтому этот процесс может длиться и неделю, и больше, – делится тонкостями криминалист Елена Кузнецова.

Но когда имя красноармейца удается прочесть – это главная награда за терпение. За последние пару месяцев сотрудниками экспертно-криминалистического центра были восстановлены с полуистлевших записок из медальонов, переданных поисковиками, несколько имен бойцов, погибших на Калужской земле в годы Великой Отечественной. Среди них, например, Нур Даулет Даулетов, 1906 года рождения, чьи останки нашли во время «Вахты Памяти» в Людиновском районе. И Виктор Степанович Андреев, уроженец г. Андижан-1 Узбекской ССР, погибший на территории нынешнего Ульяновского района.

Эксперты криминалисты 03

В руки сотрудников ЭКЦ областного УМВД попадали не только медальоны. Здесь помнят случай, когда работали с солдатским письмом-треугольником, случайно обнаруженным во время ремонта почтового отделения. Помнят и книжку снайпера – в такой документ в годы войны вносились записи об уничтоженных противниках. Калужским криминалистам-экспертам пришлось работать с брошюркой, пробитой пулей, от которой, видимо, и погиб советский стрелок.

Трудно передать словами, какие чувства испытывают те, кто тянет из прошлого такие вот ниточки. Ведь за каждым именем, которое удается прочитать, восстановить, – чья-то жизнь, оборванная снарядом или штыком, чьи-то несбывшиеся мечты и, может быть, семья, до сих пор пытающаяся найти своего солдата, не вернувшегося с фронта.

Для капитана полиции Елены Кузнецовой работа по восстановлению документов погибших красноармейцев еще и немного личная история. Возможно, где-то безымянным лежит в земле и ее прадед – отец бабушки.

– Мы до сих пор не знаем, где он погиб, как это было, где похоронен. Бабушка в 1941-м только родилась. Конечно, ничего не помнит о войне, о своем отце-фронтовике, а больше спросить уже не у кого, – поясняет Елена.

Поэтому она с особым чувством работает с находками поисковиков. Если удается, следит за продолжением историй: дала ли результаты работа с архивами, смогли ли найти родственников? Сама, бывает, заглядывает на сайт «Мемориал», если восстановленные записки из медальонов содержат достаточную информацию.

– Эти люди за нас воевали, за нас погибли. И если я могу помочь сохранить память о них, я буду это делать. Это важно для меня, – говорит Елена Кузнецова.

С наступлением холодов, когда поисковые отряды свернут свою работу по раскопкам, будни криминалистов ЭКЦ областного УМВД вновь будут наполнены проведением только тех экспертиз, что помогают следователям и оперативникам находить преступников и следы совершенных правонарушений. Но так лишь до весны и до новых находок поисковиков…

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.