Венеция из Эрмитажа

Торжественно открыли в Калужском музее изобразительных искусств выставку из Эрмитажа. Один из главных музеев мира привез полотно Дирка де Вриса «Овощной рынок в Венеции».

Оно впервые покинуло музей Северной Венеции! Это стало возможным благодаря соглашению о сотрудничестве Калужской области и Государственного Эрмитажа.

С 2016 года калужские зрители видели произведения Петера фон Хесса, Антуана Ватто, Оноре Домье, Джулио Карлини, Пьера Огюста Ренуара и Трофима Биго. И вот – новый гость. Государственный Эрмитаж ввел годовой мораторий на выставки в Европе и США, тем активнее его сокровища экспонируются в Отечестве.

Выставка вдвойне уникальна, ведь замечательны и художник, и источник работы. Во-первых, в мире известно не более десяти живописных полотен нидерландского художника Дирка де Вриса (? –1612). Во-вторых, работа — дар Эрмитажу выдающегося путешественника и коллекционера Петра Семенова-Тян-Шанского (1827 — 1914).

Раньше многофигурное полотно размерами более чем метр на два метра приписывалось Арту Питерсу (1540 – 1612). Из-за неясной атрибуции картина «Овощной рынок в Венеции» была почти неизвестна публике.

Недавно установила авторство работы Ирина Соколова, главный научный сотрудник, хранитель Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Она – автор исчерпывающей аннотации в буклете, который вы получите, придя на экспозицию.

Калуга благодарна Эрмитажу не только за семь выставок, гостивших в нашем музее, но и за проводимый им Всероссийский конкурс «Искусный глагол», лауреатом которого стал ваш корреспондент. И именно в номинации «Интервью», поэтому грех было не расспросить научного сотрудника Эрмитажа Екатерину Тютрину о картине.

— Это знаменитый рынок Эрберия близ моста Риальто?

— Да.

— На что именно персонаж в красной куртке показывает за плечо пальцем?

— Точных указаний нет, может быть, он показывает на Большой канал, по которому каждый день доставляется продукция на рынок.

— На рядах продают капусту, кукурузу, репу, лук, никакой экзотики…

— Это были обычные овощи, которые в то время потребляли голландцы и европейцы в целом.

— Второй центральный персонаж картины богато одет, и даже непонятно, что он делает в капустном ряду…

— Он одет по моде Голландии, это кавалер, человек высокого статуса.

— Да, в черное и белое, как положено пуританину, в отличие от пестро и ярко одетых католиков- венецианцев.

…Дирк де Врис, живописец и рисовальщик родом из Фрисландии, северной провинции Нидерландов, между 1587 и 1612 годами обосновался в Венеции. Полотно «Овощной рынок в Венеции» — зрелая работа Дирка де Вриса, она несет отпечаток как нидерландской, так и итальянской традиции.

На картине кипит утренний «бой» торговцев и покупателей рынка Риальто на фоне великолепных палаццо. Тогда впервые начался упадок экономики Венеции из-за частых нападений Турции на торговый флот. Помните, у героя шекспировского «Венецианского купца» корабли погибли? Поэтому богатеи стали вкладывать деньги не в постройку морских судов, как раньше, а в возведение дворцов.

Венеция не раз становилась заложницей своего богатства золотом и бедности землей, тотальной зависимости от импорта. Там случались периоды повального голода, ведь местные сельскохозяйственные продукты стоили намного дороже, чем привезенные с Востока, поэтому их производство сокращали.

Ко времени написания картины венецианские купцы уже использовали… знак @. Тогда это была мера веса, и называлась «амфора». Рынок Риальто («высокий берег») находится на месте, откуда началась Венеция в IX веке. Рынок здесь существует уже более тысячи лет! Овощи и мясо в Венецию привозили на лодках с соседнего острова Сант-Эрасмо.

Человек, благодаря которому вы увидите это полотно, – отец русской географии Петр Семенов-Тян-Шанский. Выдающийся русский ученый, путешественник и общественный деятель, он первым из европейцев исследовал горы Тянь-Шаня. Он помог организовать экспедиции Пржевальского, Потанина, Козлова, Миклухо-Маклая, Обручева.

Тян-Шанский собрал вторую по полноте в Европе коллекцию картин фламандских и голландских художников XVI и XVII веков. С самого начала он задумал передать ее в Эрмитаж, поэтому собирал образцы, отсутствовавшие в музее.

Восьмидесятитрехлетний сенатор продал собрание в 1910 году в Эрмитаж за 250 000 рублей, хотя коллекция была оценена в 500 000 рублей. Семенов-Тян-Шанский изначально хотел передать коллекцию в дар музею, но счел несправедливым обделить пятерых сыновей и тринадцать внуков. После его кончины в 1914 году галерею перевезли в Императорский Эрмитаж.

Придите в южный флигель музея вдохнуть воздух Венеции, посетить со всей семьей экскурсии и интерактивные мероприятия до 2 октября.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото автора и Игоря РУЛЁВА.