Подвиги для тиктокеров

В Калужской области прошли съемки реалити-шоу «Пережить, чтобы помнить», в котором интернет-знаменитости испытывают на себе тяготы, пережитые их сверстниками в годы Великой Отечественной войны.

Еще недавно они записывали видео, привычно расположившись перед кольцевой лампой, и собирали лайки от подписчиков. Сегодня сами в прицеле кинокамер, которые беспристрастно фиксируют размазанные дорожки от пота и слез на перепачканных лицах, то и дело мелькающую во взглядах растерянность. «Неужели это возможно?» — кажется этот вопрос один из главных, что мысленно задают себе участники интернет реалити-шоу «Пережить, чтобы помнить», съемки четвертого сезона которого прошли на локациях студии «Военфильм-Медынь».

Четырнадцать молодых ребят 18 – 25 лет, популярных среди молодежи тиктокеров, блогеров, актеров и спортсменов, авторы проекта пригласили на… подвиги. Ведь каждая серия «Пережить, чтобы помнить» – это не то чтобы реконструкция реального события, случившегося в годы Великой Отечественной, но близкое к сути происходившего в то время. Впрочем, сами авторы проекта подчеркивают: задуманное ими реалити-шоу ни в коем случае не повторение произошедшего. Однако нынешней молодежью будни того, военного, поколения иначе как подвигом, наверное, и не воспринимаются.

Да и как иначе сейчас можно назвать то, что сделал в 1943 году Анатолий Парфенов, подняв с глубины пулемет во время форсирования Днепра? Или советские танкисты, когда в полях меняли гусеницу танка весом более тонны? Или когда, спасаясь от голода, люди варили березовую кашу, которую готовили из коры деревьев?..

Эти и другие эпизоды зрители реалити-шоу могли увидеть в прошлых сезонах. Четвертый будет не менее зрелищным. Первые две его серии уже доступны для просмотра в «Одноклассниках», «ВКонтакте», на Rutube и сайте Okko.tv.

– В первом эпизоде этого сезона ребята проходили полосу препятствий с ящиками, имитирующими те, в которых в годы войны транспортировали снаряды. У парней они весили 15 кг, у девушек – десять. Каждому из участников надо было протащить этот ящик по полуторакилометровой полосе препятствий, при этом у них на пути были взрывы, река, колючая проволока, грязь, – рассказала руководитель пиар-отдела проекта «Пережить, чтобы помнить» Дарья Веденева. – Во второй серии необходимо было переправить через водную преграду пушку весом в полтонны, построив для этого сначала плот. В следующей серии – вступить с командой противников в рукопашную схватку.

Все перечисленное происходило на полях сражений. Выдуманных заданий для участников в реалити-шоу нет.

«Средний возраст солдата Великой Отечественной войны – 22 года. Но они смогли выжить и победить самую сильную армию мира. Мы – потомки этих солдат. А на что способно современное поколение, выросшее в тепличных условиях? Знает ли оно о жизни что-то, кроме соцсетей, новомодных гаджетов и современных технологий? Готовы ли блогеры, тиктокеры, актеры – люди профессий, далеких от военного дела, на самопожертвование и великие дела?» – так сами авторы проекта описывают его суть, которой придерживались и придерживаются, снимая уже четвертый сезон.

В нынешнем, по словам Дарьи Веденевой, прорабатывая концепцию каждой серии, ставку решили делать не только на физическую, но и на моральную выносливость участников.

– И реагируют ребята в итоге по-разному: кто-то в шоке, иногда даже не верят, что им предстоит это сделать. Но после испытаний, когда со мной беседуют, говорят, что действительно задумываются о том, как это было тогда, в войну. И между собой обсуждают, вспоминают прадедов, то, что им рассказывали родители. Это для нас особенно ценно, – отмечает Дарья Веденева. – Ведь все наши участники – кумиры современной молодежи, на них смотрят, равняются, поэтому через них мы и хотели транслировать то, что заложено в сути проекта.

Среди «трансляторов» — блогеры-миллионники, у которых многие тысячи подписчиков в соцсетях. Как, например, у Даши Жгилевой, чья аудитория – три миллиона человек. Девушка решила участвовать в проекте, потому что представляла, что это будет нечто вроде «Зарницы».

– Это неплохая возможность повторить свой опыт учебы в кадетском классе, думала я. Однако это совсем не «Зарница», разница колоссальная! Вспомнить хоть эпизод переправы пушек. Мы строили для этого плот, было приложено огромное количество усилий. Я, наверное, в жизни так не работала, как в тот день, – вспоминает Даша. – Но наша команда проиграла. Из-за этого эмоции шалили невероятно: ком в горле, слезы на глазах, было тяжело эмоционально принять, что все твои титанические усилия оказались напрасны.

Но в душе, на сердце осталось и очень важное. Проект уже многое поменял в ее восприятии истории Великой Отечественной, говорит Дарья Жгилева:

– Когда ты смотришь документальные фильмы, слушаешь бабушек-дедушек, которые тебе что-то рассказывали, — это одно. Но когда ты лично сталкиваешься хотя бы чуть-чуть с тем, что на самом деле было, становится страшно. И после прохождения испытаний, когда осознаешь, что ты только что сделал, чувства переполняют. Это очень крутой проект!

Когда мои подписчики посмотрят это шоу, оценят замысел и увидят, как он был реализован, они сами все поймут: и тематику, и зачем проект был сделан в принципе. Не проникнуться, по моему мнению, просто невозможно.

Первые три сезона «Пережить, чтобы помнить» собрали более 60 миллионов просмотров во всех соцсетях. Авторы уверены, что новый станет не менее успешным. А значит, еще многим тысячам молодых парней и девчат история своей страны станет ближе и понятней.

Наталья ТИМАШОВА.

На фото: стоп-кадры из первых выпусков IV сезона проекта «Пережить, чтобы помнить».