Мимолётность вечности

Второй раз в этом выставочном сезоне зрителя обдала «Волна» Хокусая. Сначала ее оттиск представила галерея Дома музыки, и вот развернутая экспозиция эстампов в музее изобразительных искусств.

«Картины ускользающего мира», по-японски «укие-э», —  графика эпохи Эдо (XVII — первая половина XIX века). Повседневные бытовые сценки, зачастую рискованные, и, более того, сюжеты, портреты самураев, гейш, актеров театра кабуки, изображениями птиц и цветов сплелись в радугу потока вечности. Искусство вдохновлено дзен-буддизмом, рисует эфемерность жизни и ценность наслаждаться сиюминутным.

На выставке представлены гравюры на дереве из знаменитых серий, таких как «36 видов Фудзи» Кацусики Хокусая, «53 станции Токайдо» Андо Хиросигэ, «Альбом птиц и цветов» Коно Байрэя и «Комические виды знаменитых мест в Эдо» Утагавы Хирокагэ. Экспозиция состоит из 63 ксилографий и подробных информационных стендов с описанием особенностей каждого жанра, доставлена из Санкт-Петербурга.

Гравюра в Японии была популярна, как лубок в России. Ею украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов. В них заворачивали фарфор для транспортировки в Европу. Так с этим искусством познакомились импрессионисты, постимпрессионисты и создатели стиля модерн. Его влияние отпечаталось на работах Бердсли, Ван Гога, Тулуз-Лотрека…

Придите полюбоваться этим нежным, как пыльца на крыльях бабочки, искусством до 5 июня.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото  Игоря РУЛЁВА.