Камеры для забывчивых

В ближайший год в Калужской области установят еще 16 стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Полтора десятка новых камер добавятся к 78 уже действующим на дорогах региона и семи, находящимся на федеральных трассах в ведении Упрдор Москва – Бобруйск. В итоге к концу 2022-го, если планы осуществятся, на территории области за правильностью действий автомобилистов будут следить уже больше сотни стационарных комплексов фотовидеофиксации (КФВФ). И это не считая передвижных.

А за калужанами за рулем подчас нужен глаз да глаз. Лихачей у нас всегда хватало. Теперь же, когда дороги становятся лучше, поддать газку тянет иногда даже, казалось бы, осторожных автомобилистов. За один только апрель на калужских дорогах КФВФ зафиксировали 112 210 нарушений. Вдумайтесь: за 30 дней — больше ста тысяч раз водители проигнорировали Правила дорожного движения! И одно из самых «популярных» нарушений – именно превышение скорости.

За год статистика и вовсе обескураживает. По данным областного УГИБДД, за 2021-й было вынесено 925 377 постановлений по делам об административных правонарушениях. Без малого миллион!

Но удивляют не цифры, а реакция калужан-нарушителей на штрафы, выписанные в результате работы всевидящих камер. Так, недавно в соцсетях поднималась волна возмущений о том, что КФВФ, помимо уже привычных превышения скорости, выезда на полосу встречного движения или непредоставления преимущества пешеходу, стали теперь фиксировать непристегнутые ремни безопасности. Мол, власти совсем обнаглели, уже не знают, за что деньги содрать».

«Шишки» сыплются на областной центр безопасности дорожного движения, специалисты которого занимаются техническими вопросами установки КФВФ. Но в учреждении относятся к такому недовольству как взрослые к обидевшемуся ребенку.

Мы устанавливаем комплексы фотовидеофиксации только по согласованию с владельцами дорог и представителями ГИБДД. Места ими выбираются по результатам анализа аварийности и концентрации ДТП, чтобы как раз снизить эти самые аварийность и количество дорожно-транспортных происшествий. КФВФ именно для этого и предназначены. Камеры на дорогах – один из элементов безопасности. Наравне, скажем, со светофорами или барьерными ограждениями, – объясняет руководитель Центра безопасности дорожного движения Калужской области Александр Дорошенко. – Они заставляют людей «вспоминать» правила поведения на дорогах, следить за установленными знаками.

И КФВФ регулярно модернизируются. Если еще лет семь — восемь назад большинство из них было «заточено» на контроль соблюдения скоростного режима, то теперь функций прибавляется. Включая и способность «разглядеть» непристегнутых ремнями водителя и его пассажиров.

К слову, в Калужской области на сегодняшний день пять комплексов фотовидеофиксации способны среди прочих нарушений заметить игнорирование ремней безопасности. Четыре из них работают в райцентрах и один – в районе Московской площади  в Калуге. И это действительно относительно новый для калужан «штраф от камеры». Такие стационарные КФВФ следят за безопасностью людей и соблюдением требований ПДД у нас в регионе с декабря прошлого года, т.е. всего четыре месяца. Может, потому пока и вызывают недовольство.

В областном ЦБДД вспомнили одного разгневанного водителя маршрутки, который мимо такой камеры курсировал десятки раз. И получил извещение о штрафе в 18 000 рублей за одни только сутки.

Но ведь в ПДД есть такое требование? Есть. Его надо соблюдать? Надо. На кого обижаться? Чему возмущаться? – задается риторическими вопросами Александр Дорошенко.

Пусть не удивляются некоторые водители и штрафам за непредоставление преимущества пешеходам. Этот вид нарушений в областном центре могут оценить два КФВФ: на улицах Маршала Жукова и Кирова.

Кроме того, дисциплинируют калужан не только стационарные, но и мобильные КФВФ. Таковых в распоряжении Центра БДД пока 12 («Парконы», «Кордоны» и т.н. «стрелки»). Но в планах закупить еще несколько автомобилей и оборудовать их камерами.

Те же «Парконы», например, стоят на страже соблюдения правил парковки. Четыре комплекса используются в регионе на 18 маршрутах, десять из которых – в Калуге. И нарушений фиксируют тоже много. За 12 месяцев 2021 года – 11 161 на общую сумму около 17 млн рублей.

Но штрафы – не самоцель, – повторяет в очередной раз Александр Дорошенко. – Главное – безопасность дорожного движения, что, собственно, отражено даже в названии нашего учреждения. Нам важно приучить водителей (пусть и через штрафы) не нарушать ПДД и, как следствие, снизить количество аварий. Для этого и работаем.

Что касается стационарных комплексов, то по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» они будут появляться в Калужской области по 10 штук в год вплоть до 2024-го. А уже привычные места установки камер станут менять, перенося в те места, где в них больше будет потребность. Т.е. туда, где водители вновь «забудут» соблюдать Правила дорожного движения.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.