Брюки для монахов: Калуга, 1913 – 1914 гг.

Про Калугу писали многие столичные, и не только, издания. Город находится в двухстах километрах от центра России, и вести доходят быстро. Чем же она прославилась в прессе в 1913 и 1914 годах?

Влиятельное дореволюционное издание «Русские ведомости», печатавшееся в Москве и имевшее своих специальных корреспондентов по всей Европе и отчасти в Америке, 12 августа (30 июля) 1913 года сообщает:

«Недавно в одном из кавказских монастырей имела место своеобразная забастовка монашествующих из-за запрещения носить брюки. В Калуге в настоящее время возникает конфликт из-за другой части костюма — из-за подрясников. Калужский епископ Григорий предложил калужской духовной консистории обязать псаломщиков, как сообщает «Калужский курьер», ни под каким видом не подчиняться этому распоряжению даже в том случае, если это повлечет за собой какие-либо репрессии, до увольнения от места включительно».

Московское издание «Раннее утро» в номере от 9 декабря (26 ноября) 1914 года печатает письмо из Калуги под заголовком «Граждане» или «братцы»:  «В состоявшемся на-днях калужском губернском земском собрании разгорелись страстные дебаты вокруг вопроса, следует ли называть крестьян «гражданами» или «братцами».

Вопрос возник по следующему поводу. Лишь только началась война, губернская управа, заботясь о своевременной уборке хлебов и обсеменении полей, составила воззвание, в котором просила «граждан-земледельцев» помочь семьям ушедших на войну крестьян.

Экстренное губернское земское собрание, созванное 9 августа, одобрило проект воззвания и поручило управе распространить его в 10 000 экземпляров. Но неожиданное препятствие встретилось со стороны местного губернатора, кн. Горчакова. Двенадцатого августа от него было получено такое предложение:

«Уведомляю управу, что с моей стороны не встречается препятствий к напечатанию и раздаче населению выработанного управой воззвания при соблюдении следующих исправлений: вместо 1) «граждане-земледельцы» должно быть «братцы-земледельцы», 2) вместо «всем нам, гражданам» — «всем нам, русским людям», 3) вместо «спешите, граждане» — «спешите, братцы» и 4) вместо «сердца наши не черствее сердец граждан селений других уездов Руси» — «сердца наши не черствее сердец земледельцев селений». И так далее…

Без разрешения земского собрания управа не могла согласиться на эти изменения. Пришлось поэтому вовсе отказаться от распространения воззвания. В настоящее время надобность в нем уже миновала, и земское собрание рассмотрело вопрос лишь с принципиальной стороны: имеет ли право губернатор брать на себя редакторские обязанности по отношению к земству?

Собрание нашло, что губернатор должен был или утвердить постановление, или опротестовать его и внести в губернское присутствие, но отнюдь не мог предписывать земству ту или иную редакцию воззвания. Ввиду этого постановлено принести жалобу на действия кн. Горчакова в Правительствующий сенат.

Наконец, «Московская газета» в декабре 1914 года публикует забавную заметку от некоего Поля Веронеза «Калужане поставляют водку «изголодавшимся» москвичам»: «Окончательное запрещение торговли спиртными напитками создало новый оригинальный тип. Это – искатели выпивки. Известно, что в Калуге еще разрешена продажа спиртных напитков. И вот искатели, имея клиентуру, ездят в Калугу и снабжают запретным в Москве зелием. Конечно, при этом берется большая нажива. А то стало известно, что в Оренбурге беспрепятственно торгуют водкой. И вот выпивохи осаждают казанский вокзал в поисках пассажира, который на несколько дней поедет в Оренбург. Ездят в далекий Оренбург и искатели, но берут цены неимоверно высокие. Искателям становится все хуже и хуже, ибо район беспрепятственной торговли делается все уже и уже».

Дополню последнее сообщение рапортом начальника сыскной службы Калужскому полицмейстеру (из книги «Летописная хроника»):
«Доношу Вашему Высокоблагородию, что по полученным мною совершенно секретным сведениям и наружному наблюдению оказалось, что содержатель чайного заведения на Мироносицкой площади в доме Городского общества Жарков производит беспатентную торговлю разными опьяняющими средствами, выработанными из денатурированного спирта… и, кроме того, разрешается пить приносимый с собою спирт как частным лицам, так и  нижним чинам, но с тем условием, чтобы посетители брали у него для разведения квас…».

Пока на этом все, встретимся в следующих публикациях и сообщениях из Калуги.

Сергей СЫЧЁВ. Фото из архива автора.