Точнее фото

14 апреля 2022 г. 13:57

В прошлом году увидело свет уникальное издание – книга для раскрашивания «Красная книга Калужской области для детей». Мы решили заглянуть в мастерскую биологического рисунка и побеседовать с Натальей ПРОХОРОВОЙ, главным специалистом отдела мониторинга биоразнообразия Дирекции парков и одним из авторов раскраски.

Наталья Егоровна, разрешите начать с самого провокационного вопроса. Зачем вообще рисовать растения и животных, если сейчас можно все показать на фотографиях и видео, построить 3Д-модели в компьютерных программах?

— Смотря какую цель мы преследуем. Можно и сфотографировать красиво и качественно. Но для иллюстраций определителей и изучения живых объектов не всегда подходят только фотографии. Любой уважающий себя художник должен знать, что он рисует с натуры, как устроен живой объект, в какой среде он существует. Например, когда мы изображаем белку, недостаточно срисовать ее с фотографии, хотя с натуры это сделать очень трудно.

Перед тем как приступить к рисунку, мы изучаем внешний вид в определителях. Затем наблюдаем живую белку в вольере, делаем зарисовки поз. Можно использовать и снимки для корректировки, особенно для подвижных зверей. Художник, претендующий на роль анималиста, должен «насмотреться» на объект вживую, запомнить малейшие его детали: какой хвост, длина, форма, как растет мех, какие у него когти. Или передать, сколько чешуек на рыбе или перьев – буквально и точно.

Фотография далеко не всегда может отобразить подробности, а для идентификации вида изображение должно быть максимально точным. Поэтому во всех научных определителях растений, лишайников, грибов, животных  в первую очередь используют рисунки, четкие схемы.

Кроме того, фото не всегда точно передает цвет объекта. Возьмем, к примеру, грибы:  любой миколог, даже не умея профессионально рисовать, должен в полевых условиях сделать зарисовки свежих грибов, описать цвет шляпки, мякоти по шкале цветов. И сделать это до того, как сорванный гриб поменяет свой цвет и форму при сушке.

Сейчас остро стоит вопрос не только в недостаточном числе кружков и секций, где бы рисовали природу, но и учили научной фотосъемке. Для детей особенно важен и более прост рисунок, а не фото. В процессе рисования они изучают и запоминают растения, животных. Что быстрее забудет ребенок: ящерицу, увиденную на плакате, или ту, которую рисовал и раскрашивал сорок минут? Рисунок — это важнейший способ когнитивного развития детей.

Нужно ли сейчас создавать свои рисунки или можно было бы взять готовые для издания раскраски?

— Действительно, многие ботаники и зоологи хорошо рисовали, и все они были прекрасными учеными и художниками (Василий Ватагин, Алексей Комаров, Владимир и Юрий Смирины,  Александр Формозов и другие). Хорошие иллюстрации есть в старых детских книгах.

Иногда встречаются и неплохие современные рисунки,  но художников-анималистов все равно не хватает. Видимо, нмодно рисовать живые объекты. Мы регулярно сталкиваемся с нехваткой наглядных и точных рисунков животных и растений, много ошибок нахожу в учебниках, на школьных плакатах. Фей и русалок  хоть отбавляй, а правдивых рисунков мне известно мало.

Юные художники часто честно говорят, что им все равно, что они рисуют, – елка перед ними или сосна. Как это может быть? Не хотят знать и расширять свой кругозор. Меня это пугает.

Особенно честными мы должны быть с рисунками для детей. Ежик должен быть ежиком, лиса – лисой. А потом учителя и родители удивляются, что дети ничего не знают и не видели, боятся идти в живую природу. Реалистичные рисунки не отпугивают детей, а упрощенные до неузнаваемости животные и растения вводят в неведение уже с детства.

В нашей организации Виктория Телеганова, специалист по мхам, создает замечательные ботанические иллюстрации, а начала она рисовать самостоятельно. Наша коллекция рисунков пока тематическая, она посвящена живой природе Калужской области, особенно видам Красной книги нашего региона.

— Ваша раскраска включает 33 вида растений, грибов и животных. Планируется ли продолжение?

— Сейчас я работаю над вторым выпуском «Красной книги Калужской области для детей». Прежде всего, в него войдут представители тех групп, которые не попали в первый: например, стрекозы, осы и шмели, змеи, рыбы, хищные птицы.

Подход немного другой: на одном изображении стараюсь разместить разные группы – растение и животное, гриб, обитающие в сходных местах (например, на сухих лугах, в воде,  широколиственных лесах), увеличила детали на заднем плане, чтобы интереснее было раскрашивать. Провел кистью – и картина ожила.

Дети более старшего возраста также могут постараться и прорисовывать карандашами или кистью мелкие детали — это уж как им захочется. Видов во второй части – более сорока. Но чтобы дети могли узнать о нашей Красной книге,  нужно много больше.

— Как вы создаете рисунки в плане техники? В каких-либо компьютерных программах?

— Рисую, как и все, руками. Не люблю компьютерную графику и планшет. Всегда нравилось, что художники простыми материалами создают шедевры. Использую карандаш, затем обвожу линерами. Черно-белые изображения сканирую и довожу до ума в графических редакторах, подчищаю.

Потом свои же рисунки раскрашиваю и прилагаю к ним цветные образцы, чтобы дети могли на них ориентироваться. А еще запланировала в книжке инструкции, как лучше раскрасить каждый рисунок. Так что, получается, это уже небольшое пособие по рисованию. Иду на риск и пытаюсь сохранить старые добрые традиции художников для наших детей.

Главное, к чему я призываю всех родителей: никогда не заставляйте детей раскрашивать и вообще рисовать насильно! Это убьет последний интерес к творчеству и природе.

— Как давно вы занимаетесь биологическим рисунком? Что для вас главнее – рисование или мониторинг биологического разнообразия?

— Рисовала с раннего детства, а с юности стала портретистом. Биологией интересовалась тоже с самого первого класса. Пятьдесят на пятьдесят процентов. Так и не определилась, вот и получилось, что эти два интереса тесно переплелись. Серьезно рисовать живую природу и изучать ее научными средствами я начала, наверное, когда в школьном возрасте пришла в биологический кружок в областной эколого-биологический центр.

Учась в университете, изучала изменчивость жуков жужелиц.

По специальности я учитель биологии и химии, но это не помешало мне более 15 лет назад разработать авторскую программу «Биологический рисунок» и создать художественную школу «Зеленая планета» для детей, активно работавшую с 2006-го по 2020 год.

Сейчас по выходным я провожу уроки рисования для всех желающих детей, но, конечно, этого для подготовки профессиональных юных дарований мало. Мечта о мастерской с полноценными уроками, мастер-классами пока остается несбывшейся, как и рисование пейзажей маслом.

Теперь я второй год работаю в Дирекции парков. В мои обязанности входит изучение грибов и лишайников на особо охраняемых природных территориях. Нужное и интересное дело. Но не заниматься воспитанием подрастающего поколения просто не могу себе позволить.  Идей для творческих занятий и экскурсий, пленэров у меня очень много.

Виктор АЛЕКСАНОВ.

Фото Сергея Алексеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.