Каллиграф дудука

Этот этнический инструмент звучит в самых эпических и трогательных голливудских саундтреках. Дудук, «душа абрикосового дерева», был упомянут еще в письменах древнего государства Урарту! Нам удалось побеседовать с одним из самых известных дудукистов, Аргишти.

Его судьба подобна бразильскому сериалу, он родился и был воспитан в Санкт-Петербурге, воспринял искусство Армении, его настоящее имя – Саид, он путешествовал с родней по Сахаре. Музыкант обожает кошек и бегает полумарафоны.

— Вы – ученик Дживана Гаспаряна, чей дудук звучит в «Последнем искушении Христа» и «Гладиаторе»?

— Мне удалось взять у мастера лишь несколько уроков. Впервые я встретил его на фестивале в 2014 году в Ереване. Я привез «минусовку», но оказалось, что нет никакой аппаратуры, все должно быть вживую. И мне предложили аккомпанировать лучшие музыканты. В первом ряду сидел Дживан Гаспарян. Он говорил мне о том, как следует вести себя на сцене. В современной европейской традиции принято работать на публику. Он же советовал ее не замечать.

— Четвертая стена по Станиславскому…

— Когда играешь на сцене, стержень — твое удовольствие. Но оно окружается напряжением. Нужно уметь сбросить эту капсулу. Ради адреналина люди ездят на гоночных автомобилях, прыгают с парашютом, но он есть и на сцене, и в работе.

— Где вы учились?

— Окончил училище имени Римского-Корсакова в Петербурге как пианист и барабанщик и филологический факультет Санкт-Петербургского университета как переводчик. Я преподавал, занимался репетиторством, одновременно играл на барабанах в тяжелых рок-группах. В 25 лет вышел на сцену как дудукист…

— … И приняли сценическое имя Аргишти в честь царя Урарту. Он жил в восьмом веке до новой эры, основал города там, где сегодня Ереван и Армавир. На ваших руках оригинальные татуировки…

— Это – от увлечения каллиграфией. Я приехал в гости к родне отца отдохнуть после гастролей. Но вместо того чтобы сидеть на берегу Персидского залива, я занимался с профессиональным каллиграфом, моим родственником. Это и медитация, и самосовершенствование, тонкое искусство, она очень схожа с игрой на музыкальном инструменте.

 — Вы пишете роман про дудук?

—  Это биография, в ней две линии сюжета, первая происходит в VII веке, а другая — в наше время. Там Армения переплетена с арабским миром.

— В интервью вы сказали, что читаете собрания сочинений Сталина и Ленина…

— У них ясное мышление, Гегель даже рядом не стоял. Я понял, что слишком большая роскошь — не использовать научный метод. Я увлекаюсь эволюционным учением,  антропологией, марксизмом. В них есть логика, здравый смысл, это очень отличается от  мракобесия, например, гомеопатии. 

…Аргишти сумел приблизиться к воспроизведению звука человеческого голоса. Не пропустите следующую гастроль мастера дудука!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото автора и из архива Аргишти.