Свои среди своих

Детей много не бывает — такую установку с ранних лет усвоила для себя крымчанка Светлана Топтун. Вот откуда они, корни стремления, чтобы вокруг тебя все время кипела молодая жизнь.

Но семья в родном Крыму не сложилась. И не только с личной жизнью — с работой, деньгами — куда ни кинь, у молодой мамы были проблемы. Она только заканчивала учебу в агрономическом техникуме, а на руках была маленькая Даша.

Начало двухтысячных крымчанам запомнилось разрухой. Народ разъезжался на заработки кто куда. Светлана практически без сожаления покинула полуостров.

Поехала в Киров, где жили мама и ее родственники. 

Несколько лет они были с Дашенькой вдвоем. Личная жизнь по-прежнему не складывалась. Но детская мечта о том, чтобы иметь большую семью, нет-нет да и всплывала. К тому же дочка подрастала, а Светлана – человек все планирующий, думающий на несколько лет вперед. Она уже предполагала, что девочка скоро вылетит из гнезда и уедет. Для матери остаться дома одной – словно нож по сердцу. Даже в редкие моменты, когда дочери долго не было рядом, она места себе не находила.

Стали думать с Дашей о сестренке и пришли к мысли о том, чтобы взять ребенка из детского дома. Присмотрели на сайте двух девочек, Ирину и Алину, восьми и двенадцати лет.

Сестренки уже не раз бывали в семьях на гостевом режиме, испытали немало разочарований. Как вспоминали впоследствии, помимо всего прочего, на смотринах  отчего-то чувствовался какой-то дискомфорт, почему – не передать словами. А к Светлане Петровне и Даше приехали и поняли, что вот это и есть их родной дом…

Дарья – молодец: показала себя с отличной стороны. Сразу стала относиться к Ирине и Алине как к родным сестрам. Она приняла их полностью, со всеми недостатками. Со своей стороны мама в общении не делала никакой разницы между кровным ребенком и приемными.

Как-то незаметно, беспроблемно, я бы сказала, шло взросление трех сестер.

Примерно через год все вместе они захотели мальчика в своем девчоночьем царстве. «Хоть один мужик, но должен быть в доме» — так рассудили на семейном совете и подали заявку в министерство соцзащиты.

Никто не ожидал, что им предложат … сразу троих, да еще малышей. Отказники Денис, Кирилл и Артем, пяти, трех и двух лет.

— Мы согласились, еще не видя них, — вспоминает Светлана Топтун.

Первое, что помнят: из вещей у мальчишек было только то, что на них надето. Тогда бросили клич по родственникам и знакомым, чтобы помогли, чем могли, с одеждой.

Второе – в отличие от девочек адаптация у маленьких проходила тяжело. Мама вспоминает, что и она, и дочери много плакали, глядя на ребят.

В конце концов, период привыкания и перестройки окончился благополучно. Сегодня братья вполне успешно учатся, занимаются спортом, помогают растить многочисленную живность на подворье.

Что интересно, в этот период в доме появился и мужчина – супруг Сергей. Он не побоялся взять на себя ответственность за чужих детей. Сегодня он и мамина опора, и пример для мальчишек.

А полгода назад в семье опять случилось пополнение. Старшие девочки уже разъехались по городам и весям, а как без косичек в доме?.. Появилась восьмилетняя Вика.

Не обошлось без ревности к новой маме, а также без того, чтобы учиться жить по другим правилам, отличным от своей родной семьи. Но дети достаточно хорошо сами справляются с семейным ликбезом и многие вопросы воспитания снимают сами.

На мой вопрос по поводу предубеждения в отношении приемных детей Светлана Петровна  отвечает следующее:

— Я не верю в преобладающее значение для дальнейшей жизни ребенка наследственности. В родной-то семье не знаешь, как она проявится. Я считаю, больше зависит от воспитания.

Мама Светлана – и требовательная, и добрая. Так у них заведено, что нет четкого распределения обязанностей. Главное – убрать свою территорию, которой является весь второй этаж в доме. Там у мальчиков спальня, игровая и учебная. У Вики — отдельная комната.

Что касается помощи родителям, то делают все без напоминания. Маму надо беречь, она одна – таков закон. «Надеюсь, — смеется Светлана Петровна, — невестки потом скажут мне спасибо».

В конце нашего общения с этой семьей и мама, и дети признались, что не любят слово «приемный». Хотя все знают свои истории, но считают себя родными по духу.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.