Калужский Сёра – военный картограф

Где жили художники-пуантилисты? Не только во Франции, но и в Калуге! Иван Кузьмин (1899 – 1985) – график, военный картограф, педагог, работал в этом модернистском стиле.

Мы расспросили о его судьбе калужского Жоржа Сера заслуженного художника России Владимира Арепьва.

— Иван Кузьмин — дедушка моей жены, Галины Николаевны. В моей коллекции — около тридцати  его работ, мечтаю сделать выставку.  Родился он в городе Ефремове Тульской области. Учился на полиграфическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в 1925 —  1928 годах, в одной группе с Николаем Соколовым, одним из Кукрыниксов.

— Удивительные мастера, действительные члены АХ СССР, народные художники СССР,  Герои Социалистического Труда!  Название своего коллектива они составили из букв своих имен — Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Повезло вашему родственнику, его учили Митурич, Львов, Павлинов, а ректором в те годы был сам Фаворский!

— Но после учебы Иван Николаевич не мог себе позволить заниматься чистым творчеством, умерла жена, потом нужно было поднимать двоих детей. Он преподавал в школе, позже — в коммунально-строительном техникуме и заведовал декорационным цехом в Калужском драматическом  театре. Во время Великой Отечественной войны Иван Николаевич служил военным картографом, был награжден медалями.

Жена рассказывала мне, что на каникулы он собирал всех своих пятерых внуков в деревенском доме, который снимал на лето в деревне Наволоки. Детям было раздолье, а дедушка проводит дни за мольбертом. Когда темнело, он сигналил ребятне из окна фонариком — пора идти домой!

Свободным творчеством он занялся после выхода на пенсию, участвовал в городских, областных художественных выставках. Но подступили болезни, начали дрожать руки, он уже не мог проводить точные линии.

Поэтому Иван Николаевич вспомнил то, чему его учили во ВХУТЕМАСе, – технику пуантилизма. Это  направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года. В его основе — манера письма раздельными мазками правильной формы. Он затачивал деревянные палочки в виде тоненьких лопаточек, обмакивал их в акварельный колер и ставил короткие квадратные маски.

— Это сложнее, чем кажется, человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. Нужно уметь рассчитать оптический эффект.

— Когда Иван Николаевич занялся космической тематикой, то все совпало, и техника приобрела точный смысл. Это было мерцание неба, мерцание звезд, мерцание мазков. Мне эти работы кажутся очень интересными. И я тоже сделал несколько работ в технике пуантилизма.  Кроме того, Иван Николаевич занимался и конструктивизмом, делал модели башен, сохранились их эскизы.

— Как Татлин с его башней III Интернационала!

…Сколько еще забытых талантов хранит история Калужского края! Не будем же «ленивы и нелюбопытны».

 Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива Владимира Арепьева.