Когда толщина имеет значение

Любителям зимней рыбалки лучше выбирать теперь озера и пруды. Лед на реках начинает истончаться.

Солнечные отблески слепили глаза, отражаясь сразу и в снежном насте, и в водах Оки, когда мы вместе с сотрудниками Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Калужской области оказались у Воробьевской переправы. Зима так и не смогла заковать реку в ледяные оковы. В городской черте Калуги Ока то и дело являла взору свои серые воды. А теперь уже и на календаре – почти весна.

О скором наступлении тепла можно судить и по активности сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Калужской области. Мужчины в ярко-оранжевых жилетах не хуже, чем грачи на картине Саврасова, – предвестники скорого таяния льда. Чем чаще инспекторы ГИМС — на водоемах области, тем опаснее ледовая обстановка.

– Сейчас на Оке толщина льда колеблется от 40 сантиметров до ноля, есть промоины. Некоторые из них были всю зиму. Однако в связи с погодными условиями прочность и структура льда начинают меняться. Вроде бы и снег еще лежит плотный, но снизу течение уже подмывает наст, поэтому в любой момент все может измениться, – предупреждает старший государственный инспектор ГИМС Александр Рожков.

Казалось бы, 40 сантиметров ледовой корки – куда уж прочнее. Но не все так просто. Как объяснили в Калужской ГИМС, иногда одинаково непрочными могут быть и 20, и семь сантиметров льда. Силовая нагрузка и «стойкость» водных оков напрямую связаны с наличием или отсутствием течения, с температурой воздуха и прочими погодными условиями. Потому и выходят госинспекторы на лед не реже раза в неделю, бурят «ознакомительные» лунки, а удостоверившись в возможной опасности, начинают увещевать любителей зимней рыбалки.

Их в тот будний день на Оке было не так уж мало. Человек десять растянули свои ряды вдоль обоих берегов. Где-то сидели кучно, где-то – поодиночке. Кто-то чернел на фоне отливающего на солнце снега, иные предпочитали держаться поближе к сереющим промоинам.

— При патрулировании стараемся охватить как можно больше водоемов. Но особое внимание тем, что находятся рядом со школами, вблизи жилых микрорайонов. Знаем и излюбленные калужанами места для подледного лова, там тоже бываем чаще, – объясняет Александр Рожков.

К счастью, нынешней зимой в Калужской области не было «погибших со льда», как говорят инспекторы ГИМС о несчастных случаях. О провалившихся людях и технике данных тоже нет. По крайней мере, официальных. Хотя Рожков не исключает, что, возможно, рыбаки успевали помогать друг другу. Тем более что многие из них – уже бывалые рыболовы и выходят на водоемы не только со снастями, но и с прочей полагающейся амуницией. Концом Александрова, например.

Но вряд ли с подобными средствами для спасения утопающих гуляют те калужане, кто предпочитает зимой курсировать меж берегов Оки пешим. А народные тропы в районе Воробьевской переправы натоптаны такие, что некоторые калужские тротуары позавидуют.

Именно к подобным бесстрашным торопыгам и обращаются, прежде всего, инспекторы ГИМС и спасатели с предупреждениями: лед с каждым днем — все тоньше, риск провалиться – все больше.

– На Воробьевке постоянно дежурим и мы, и городские спасатели. Но народ все равно ходит. Особенно вечерами, когда никого из нас нет, – сетует старший государственный инспектор ГИМС Александр Рожков.

Не останавливают бесстрашных ни словесные предупреждения, ни письменные, обозначенные на аншлагах, что краснеют на обоих берегах. И вроде можно было бы оштрафовать особо настойчиво ходящих по льду под запретными знаками, но это не полномочия Государственной инспекции по маломерным судам. А административные комиссии, скорее всего, усилят свою активность пропорционально высоте столбиков термометров.

Поэтому Александр Рожков и его коллеги просят калужан: будьте осторожны! Лед становится опасно тонок и рыхл. Особенно на реках.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Сергея УСА.