Комедиограф Чехов

В Калужском драмтеатре показали спектакль режиссерской лаборатории.

Второй в мире после Шекспира по частоте постановок драматург, Чехов, не частый гость на калужских подмостках. Спектакль «Антон Чехов рассказывает. Почерк доктора» воплотили на малой сцене драмы начинающие режиссеры.

Это — работа режиссерской лаборатории выпускников Государственного института театрального искусства. Рассказ «Человек в футляре» поставлен Сергеем Тоныщевым, «Хористку» перенесла на сцену Ирина Васильева, рассказ «Следователь» режиссировал Константин Тришин. Художник-постановщик Людмила Некрасова и художник по костюмам Оксана Богданович не связали себя буквой эпохи, а следовали духу Антона Павловича.

В Калуге есть «новаторский» спектакль по рассказу «Человек в футляре», где доносчик Беликов выведен просто чистым сэром Персивалем, высоконравственным христианином. Что ж, «какое время на дворе, таков мессия». Слава богу, в драмтеатре Беликов (Григорий Добрынин) предстал таким, как его создал Чехов, – «гадюкой». Органичная пара брата и сестры Коваленко (Елена Короткова и Иван Крушин) противостоит этому кадавру. Они аппетитно хрустят свежими огурцами, и в зале «пахнет весной».

Молодые люди ощущают вкус жизни, поют, смеются и плачут, ветер дует им в лицо при езде на велосипеде. Все это отвратительно мертворожденному Беликову, и только в деревянном футляре он почувствовал себя уютно. «Хористка» — одна из сотен зарисовок, сделанных Антоном Павловичем о судбах проституток и чиновников. Отец семейства (Дмитрий Трифонов) растратился на содержанку (Есения Балахнина), залез в казну, того гляди, под суд попадет. Жена (Кристина Стебунова) пожаловала к Камелии вызволять свои и детские деньги… Не пропустите этот перл, придите на спектакль!

Виртуозный таинственный детектив-перевертыш в стиле Аллана По, «Следователь», драматично переставил точки над «и». Оказалось, молодая женщина скончалась не от послеродовой горячки. Это ее муж, потаскун следователь (Сергей Вихрев), виновен в самоубийстве жены (Елизавета Лапина)! Врач (Андрей Соловьев), подобно Шерлоку и его прототипу доктору Беллу, раскрыл дело. Полуторачасовой спектакль смотрится на едином дыхании, ведь актеры играют с азартом.

Слабо знакомый с культурой человек, посмотрев его, подумает: «Надо же! А Чехов-то, оказывается, не зануда, занимательно пишет, с юмором! Почитать можно». Придет домой, откроет «Письмо к ученому соседу», а там и до «Крыжовника» дойдет. Вот и выполнит театр свою высокую миссию. И за это режиссерам – главное спасибо. Действительно, Чехов был красивым высоким мужчиной под метр девяносто, и вокруг него всегда звенели смех да шутки. «Кислятины» не терпел! Таков и новый спектакль Калужской драмы.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.