Инклюзив для особенных детей

В Калужской школе работают ресурсные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в российских школах по закону может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или специальных образовательных организациях. До недавнего времени для многих детей с ограниченными возможностями здоровья альтернативы интернату практически не было. И только в последние годы ситуация начала меняться. Что касается ресурсных классов, по информации регионального минобраза, всего таких в области открыто 26. Со следующего года должен появиться еще один, в новой школе в Малоярославце.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Калуги — два ресурсных класса. Честно говоря, первоначально я представила себе их такими, какими были раньше классы коррекции для детей с задержкой психического развития. В них учились отстающие дети по упрощенной, но одной для всех программе, в целом урок мало чем отличался от урока в обычном классе, разве что сложностью преподавания для учителя и частыми срывами в поведении со стороны учеников.

На самом деле ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики занимаются по индивидуальной программе. Только часть школьного времени они проводят в нем, другую же — среди типичных сверстников.

Как мы поняли, такие классы помогают реализовать индивидуальную программу реабилитации особенных детей, так как в обычном это сделать проблематично. В то же время они имеют возможность свободно общаться с остальными учениками школы, то есть социализируются.

Сейчас в двух коррекционных классах 8-й калужской школы учатся дети с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми нарушениями речи и зрения.

Педагог-дефектолог Татьяна Евгеньевна Вейсбрут преподает в 5-м классе. В 2017 году она набрала первоклассников, имеющих различные нарушения по здоровью. До этого учитель работала в школе-интернате, имела достаточный опыт работы с особенными детьми.

После окончания начальной школы по многочисленным просьбам родителей класс не расформировали, а Татьяна Евгеньевна продолжила дальнейшее обучение детей по программам средней школы. Сейчас она преподает в нем все предметы, кроме английского.

Для ресурсного класса были закуплены учебники в зависимости от того, у кого из учеников какое нарушение имеется.

Небольшой класс рассчитан на малое число детей. Их количество ограничено тринадцатью учащимися. У каждого – отдельная парта: никто соседа не отвлекает и не толкает локтем. Новый материал проходят следующим образом. Тема одна, но подходы разные. Вместе записывают ее в тетрадь. А далее учитель подходит к каждому и объясняет, дает задание по своему учебнику. В определенных моментах урока дети то объединяются, то вновь расходятся по своим программам. Урок длится также 45 минут, но идет постоянная смена деятельности, и предусмотрено больше физпауз.

Кроме Татьяны Евгеньевны, в этом классе работают логопед и психолог, проводя как индивидуальные, так и групповые занятия.

Взаимодействие особенных и типичных детей происходит на дополнительных занятиях. В школе есть драмкружок и телестудия. По поводу первого педагоги, работающие в коррекционных классах, однозначно говорят, что это большой плюс для их подопечных. Для ребенка с ОВЗ выйти на сцену вдвойне сложно.

Что касается видеостудии, которая появилась в школе благодаря проекту «Успех каждого ребенка», на этих занятиях ребят учат монтировать отснятые сюжеты, делать небольшие фильмы. Участники школьной видеостудии со своими работами занимают призовые места даже в международных конкурсах.

Ресурсные классы как форма обучения детей с особенностями развития пока что в восьмой школе – это пробный камень. В 9-м классе можно будет делать какие-то далекоидущие выводы. Но первые успехи уже есть. Три ученика Татьяны Вейсбрут по итогам начальной школы переведены в обычные классы и продолжают осваивать курс средней школы по стандартным программам.

По этому поводу директор 8-й школы Оксана Домме замечает, что у каждого ребенка свой срок созревания, нельзя всех причесывать под одну гребенку. Ресурсные классы помогают таким детям раскрыться в свое время.

В подтверждение того, что инклюзивное обучение является очень востребованным, мне удалось поговорить с бабушкой одного из детей. Ее внук – инвалид по зрению, учится в классе у Татьяны Евгеньевны. Родители, по словам бабушки, все были двумя руками за то, чтобы ресурсный класс оставили и позволили воспитанникам дальше продолжать здесь учиться. Никому не хотелось идти в коррекционные учреждения.

Родители особенных детей понимают, что после школы их ребенку предстоит жить в том же обществе, что и обычным выпускникам. Поэтому чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на понимание и на то, что их отпрыск станет частью коллектива, а не его изгоем.

Елена ГУСЕВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.