Капитальная старина

Проведение капремонта в исторических домах требует серьезных финансовых затрат.

Как один из древних городов России Калуга сохранила на своих улицах немало интересных и уникальных исторических зданий, многие из которых до сих пор служат кому-то домом, хотя являются объектами культурного наследия федерального, регионального или муниципального уровня. Жить в таких домах-памятниках зачастую не очень приятно, ведь время не щадит ни камень, ни железо.

Единственная на сегодня возможность отремонтировать, а значит, сберечь жилые исторические здания от разрушения – включить их в региональную программу капремонта, что и делают власти Калуги. За 2019 и 2021 годы, когда проводились ремонтные работы на ОКН, в городе в той или иной степени было обновлено одиннадцать старинных зданий. Может, это и капля в море, учитывая потребность в таких работах, однако и эта незначительная доля отремонтированных жилых объектов культурного наследия потребовала серьезных материальных затрат. Ведь стоимость работ на ОКН нередко в разы выше, чем аналогичные действия на доме типовой серии.

Как мы уже рассказывали, ценник капремонта старинного здания формируется, прежде всего, за счет использования уникальных строительных материалов, применяемых для реставрационных работ. И это не прихоть подрядной организации, а требование закона, по которому при ремонте ОКН необходимо сохранять или восстановить исторический облик здания, повторяя технологии, которые использовались при его постройке. То есть, обновляя, скажем, фасад, нельзя применять относительно недорогой сайдинг или цементную штукатурку, необходимы специальные растворы и смеси, а они недешевы.

В 2019 году на различные виды работ по капремонту четырех ОКН было израсходовано 20,5 млн рублей. В программу нынешнего года вошли семь многоквартирных зданий, являющихся объектами культурного наследия, на которые будет потрачено 80,1 млн рублей. Такие данные можно найти в открытых источниках, в том числе на сайте Калужского фонда капитального ремонта и на электронной торговой площадке АСТ-Сбербанк. Следовательно, одиннадцать домов-памятников в Калуге обойдутся почти в 101 млн рублей.

По действующей сейчас системе финансирования должниками за выполненные работы по обновлению жилых памятников архитектуры или имеющими иную культурно-историческую ценность, являются собственники помещений в этих зданиях. Должниками потому, что дома-памятники хоть и являются многоквартирными, но живут там, как правило, от восьми до двенадцати семей, которым при всем желании не собрать нужной суммы на капремонт своего дома даже за десять лет. Поэтому и приходится собственникам заимствовать средства на условиях возвратности из общей «кубышки», пополняемой за счет взносов. Тем более Жилищный кодекс РФ допускает такую возможность.

Впрочем, проблема не в сумме потраченного на сохранение исторического облика города, а в важности этой задачи. Ведь старинные здания только потом жилые и многоквартирные, а сначала они историческое достояние города, области, страны, и потому заинтересованность в их сохранности должна быть государственного уровня. Однако правовые коллизии действующей программы капитального ремонта таковы, что местные власти на сегодняшний день не обязаны финансово участвовать в обновлении своих объектов культурного наследия.

Хотя здесь невольно приходит на ум аналогия с программой расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, где софинансирование бюджетов разных уровней является обязательным. Так почему, казалось бы, не перенести эту практику и на капремонт исторических жилых зданий в зависимости от их принадлежности к ОКН муниципального, регионального или федерального значения?.. Но не переносят. Пока.

Однако ситуация, возможно, вскоре поменяется. Правительство РФ опубликовало доклад о результатах мониторинга правоприменения за 2020 год, где отдельно рассмотрен назревший вопрос регулирования софинансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся ОКН.

Речь, в частности, идет о том, что стоимость ремонта в них превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту, но все равно осуществляется за счет собственников дома. И так как сейчас у местных бюджетов нет обязанностей в софинансировании таких работ, предлагается наделить муниципалитеты этим правом. Проект соответствующего федерального закона депутатами Государственной думы уже разработан.

Правда, местные власти, как следует из документа, опять же лишь могут, но не обязаны участвовать деньгами в сохранении исторического облика городов. Поэтому воспользуются муниципалитеты своими возможностями или нет – другой вопрос. Хотя в стране есть примеры, когда на уровне субъектов принимались и действуют отдельные программы по ремонту, сохранению и восстановлению исторических зданий. Но это, скорее, исключения из общей сложившейся практики.

Впрочем, новый закон пока не утвержден и не принят, поэтому еще есть возможность учесть вполне здравые предложения. Одно из таких – тратить деньги на обновление жилых домов-памятников исключительно из государственной казны. Чтоб наверняка сохранить историю, а не изыскивать на это средства из скудных местных бюджетов. И уже тем более не решать проблему за счет народа, хотя речь и идет о народном достоянии.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и Игоря РУЛЁВА.