Алло, доктор слушает

25 ноября 2021 г. 22:17

Дистанционная медицинская помощь в Калуге становится делом привычным.

Корреспонденты «Знамени» побывали в недавно открывшемся региональном телемедицинском центре помощи населению и посмотрели, как идет процесс лечения на расстоянии, а заодно узнали о дальнейших перспективах дистанционной медицины.

Региональный телемедцентр открылся в Калуге в конце августа, сначала в помещениях областного кожвендиспансаера, в ноябре он перебазировался в новое отремонтированное здание Регионального центра скорой медицинский помощи и медицины катастроф.

Калужане пока с недоверием относятся к телемедицине вообще, считая ее чем-то вроде профанации. Судя по оставленным первым комментариям в соцсети на странице у губернатора Владислава Шапши, пользователи сочли невозможным слушать легкие или смотреть горло через дисплей компьютера.

Поэтому первое, с чего началось наше общение с руководителем регионального телемедицинского центра Максимом Филиным, – мы попросили уточнить, чем все-таки занимаются его сотрудники:

Появление телемедцентра было задумано, с тем чтобы избавить человека от необходимости стоять в очередях в поликлинике. И для врачей это тоже благо – меньше нагрузка и живая очередь. Мы ежедневно мониторим состояние больного COVID-19 до его выздоровления. Пациент с коронавирусом сначала приходит на прием в свою поликлинику либо вызывает врача на дом, затем он попадает к нам в список на обзвон.

Для работы в центре набрано 12 операторов, двое еще проходят обучение по специальной программе. Основное, что они ежедневно спрашивают у больных: какова температура, динамика кашля, есть ли боли в грудной клетке, одышка и общие жалобы, какие лекарства принимают? Для пациентов с сахарным диабетом в программе есть отдельное окошко. У них наблюдается очень много осложнений, поэтому им назначается отдельное лечение, и очень часто оно корректируется.

Перед тем как оператор начнет контролировать состояние, и потом при каждом звонке, спрашивается согласие на обработку персональных данных. Если человек против, оператор не имеет права с ним работать, и в дальнейшем мониторинг не ведется.

По словам оператора телемедицинского центра Дарьи Филиной, в день ей нужно сделать где-то от ста звонков. Максимальное число было 170. В ее небольшой практике попадались и общительные пациенты, и немногословные. Поэтому разговор строится по-разному и по времени тоже не всегда одинаков. Зависит также от тяжести течения болезни.

Нередко, когда операторы делают первый звонок пациенту, им приходится преодолевать недоверие – люди думают, что им звонят мошенники. Сказывается также, что раньше такой способ контроля за состоянием больных в нашей системе не практиковался. После нескольких звонков операторов благодарят, говорят, что становится легче, а на душе спокойнее от сознания, что они не брошены один на один с опасной болезнью.

Все занесенные результаты дневного мониторинга передаются в электронную медкарту пациента, их видит врач телемедцентра Мария Артемова.

Она ведет все протоколы лечения, просматривая ежедневную информацию, принимает решение о его продолжении или корректировке. Если наблюдается сильное ухудшение в состоянии больного, к примеру, снижение сатурации, появление сильной одышки либо несколько дней держится очень высокая температура, то после согласия пациента врач направляет его на экстренную госпитализацию.

За весь период дистанционного наблюдения за пациентами в центре решение об экстренной госпитализации принималось 118 раз. Что касается мониторинга, то за неполных три месяца работы регионального телемедицинского центра количество звонков операторов перевалило за 60 000.

Некоторых пациентов операторы и врач ведут не один месяц — такие случаи в практике сотрудников центра тоже есть. К счастью, большинство все-таки благополучно долечивается. Когда состояние приходит в норму, врач сообщает об этом терапевту в поликлинике. В регистратуре видят все результаты проведенного лечения и приглашают человека на очный прием. Таким образом, коронавирусный больной всего один или два раза бывает в поликлинике – при открытии больничного и при выписке.

Пользователи портала «Госуслуги» заметили, что на нем появился новый сервис – система «Гостелемед.ру». С ее помощью можно записаться на дистанционные консультации к специалистам по системе обязательного медицинского страхования.

По информации, предоставленной редакции Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калужской области, за 10 месяцев этого года региональный телемедицинский центр провел более 21 000 консультаций для 4 786 пациентов. А всего такого рода помощь получили 5 106 застрахованных по ОМС.

Сейчас, из-за переезда в новое здание, эти консультации временно приостановлены. В планах телемедцентра в течение года их возобновить. Специалисты из областной больницы, БСМП, «Сосновой рощи» будут связываться с пациентами через аудио-, видеосвязь, находясь в своих медучреждениях.

Как говорит Максим Филин, коронавирус не вечный, когда вызванная им перегруженность поликлиник уйдет в прошлое, поле деятельности телемедицинского центра начнет постепенно расширяться.

Цифровая платформа позволит существенно сократить число очных консультаций с врачами. Они смогут дистанционно делать назначения, выписывать электронные рецепты или открывать цифровые больничные листы. Конечно, личный осмотр и процедуру обследования больного дистанционная форма не заменит, но позволит уйти от формальностей и сэкономит время как пациентов, так и медперсонала.

Елена ГУСЕВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *