Срока давности не имеет…

В Калуге состоялся форум «Уроки Нюрнберга» при поддержке прокуратуры области.

Двадцатого ноября 1945 года в баварском нюрнберге начался уникальный международный процесс, который только официально затронул 23 государства, предъявивших свои обвинения инициаторам второй мировой войны.

Процесс над преступниками продолжался 316 дней, в которые предметом обсуждения стали деяния 24 представителей высшего военного руководства фашистской Германии. Обвинение представляли четыре страны – СССР, США, Франция и Великобритания, их же легаты входили в состав военного трибунала. Из признанных виновными в тяжких преступлениях против мира и человечности 12 подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение.

Именно этому международному процессу мир обязан введением понятия геноцида, появлением Нюрнбергского кодекса, регулирующего принципы проведения медицинских опытов над людьми, но, самое главное, впервые в истории человечества и мировой юридической науки и практики документально было закреплено понятие войны.

«Война по самому своему существу – зло. Ее последствия не ограничены одними только воюющими сторонами, но затрагивают весь мир. Поэтому развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера – оно является тягчайшим международным преступлением»,

– говорилось в итоговом документе.

Признано, что Нюрнбергский процесс стал отправной точкой нового правопорядка в мире, положив в основу цивилизации права и свободы человека.

На протяжении всего года как в России, так и в Калужской области проводятся мероприятия, которые напоминают о событиях 1945 – 1949 годов. В нашем регионе, пожалуй, крупнейшим из них стал форум «Уроки Нюрнберга», организатором которого стала прокуратура Калужской области.

Он начал свою работу 11 ноября в Инновационном культурном центре, куда прибыли представители основных силовых и властных структур области. В его работе приняли участие губернатор Калужского региона Владислав Шапша, прокурор области Константин Жиляков, главы областных управлений УФСБ Сергей Ядыкин, МЧС Владислав Блеснов и УМВД Александр Дедов. А также председатель КРО ООО «Ассоциация юристов России», заслуженный юрист РФ Алексей Александров и ректор КГУ им. К.Э. Циолковского Максим Казак.

Предваряла открытие форума передвижная выставка, которая разместилась в соседнем помещении ИКЦ. Она носит название «Нюрнбергский набат. Без срока давности» и посвящена 75-летию Нюрнбергского процесса. Тридцать планшетов с уникальными фотографиями ярко демонстрируют события и персонажей военных лет. Фото, рисунки и исторические материалы – свидетельства нацистских преступлений, в реальность которых не верить нельзя. На представленных кадрах — массовые казни, расстрелы, издевательства над людьми.

Руководителем передвижного проекта, который путешествует по России уже год, стал экс-генеральный прокурор, писатель, сценарист и юрист Александр Звягинцев. По его словам, «Набат…» — не что иное, как обращение ее авторов к будущему, молодому поколению, которое недостаточно осведомлено о том, что в действительности происходило на процессе, изменившем мировую историю.

Звягинцев считает, что «мы должны помнить о том, что происходило, потому что без памяти у нас нет будущего. Мы боремся за память с помощью таких выставок, рассказывающих о том страшном прошлом, которому 75 лет назад был вынесен решающий приговор».

В рамках мероприятия по открытию выставки состоялось еще одно неординарное событие. Губернатор области Владислав Шапша, Александр Звягинцев и прокурор региона Константин Жиляков подписали обращение к будущему поколению работников ведомства, которое в 2022-м отметит свое трехсотлетие. Документ был погружен в капсулу времени, которой предстоит ближайшую четверть века храниться в земле, на дубовой аллее в усадьбе Авчурино, которой некогда владел первый генеральный прокурор России Павел Ягужинский.

Но пока что вернемся в день сегодняшний. По словам Звягинцева, выставка пробудет в Калуге в течение месяца, после чего отправится в путешествие по всем районам нашего региона, так что увидеть экспонаты смогут все желающие. По поручению Константина Жилякова в ее открытии и работе примут участие лично прокуроры городов и районов. И это замечательно, жаль, что не все могут услышать лекцию ее инициатора, на протяжении трех часов рассказывавшего о всех сложностях, сопровождавших это историческое событие.

Вице-президент Международной ассоциации прокуроров Александр Звягинцев может считаться ведущим экспертом по Нюрнбергскому процессу в России. На протяжении полувека он изучает военную историю и только ради свидетельств живых участников суда в Нюрнберге и их потомков он объездил 15 стран.

«После Великой Победы многим казалось, что с фашизмом, национал-социализмом покончено навсегда. То, что касается казненных глав Третьего рейха, слова о том, что Нюрнбергский процесс стал эпилогом, уместны. Но, как мы видим, зло оказалось значительно более живучим. Коричневая чума не канула в Лету. Она возродилась в неонацизме, и история, как мне представляется, возложила исполнение этой сложной миссии на слабые плечи политиков».

Писатель рассказал, что неонацизм в Германии появился уже через 19 лет после окончания Второй мировой. Огромное число полицейских и генералов верхмахта работали в структурах НАТО.

«И никто не помнил, что война вкрутила на свою орбиту 62 государства, 80% населения мира. Под ружье были поставлены 110 млн человек»,

– рассказал Звягинцев.

Между тем из 27 млн погибших жителей СССР 15,6 составляли мирные граждане. Это несравнимо с теми потерями, которые понесли союзники: США – 12 000 мирных жителей, Великобритания – 92 000, Франция – 422 000. Как подчеркивает Звягинцев, с учетом демографических потерь утраты СССР составили порядка 50 млн человек.

Именно Советский Союз еще в 1941-м первым поднял вопрос об ответственности нацистских преступников, не встретив понимания у своих союзников. Это продолжалось до 1945 года, когда главы государств призывали в лучшем случае к суду Линча. Руденко и Вышинский настаивали на проведении международного процесса.

В ходе бесед с американским юристом Бенджамином Ференцем, по словам российского коллеги, он услышал ответ на вопрос, что более всего запомнилось ему во время процесса. Ференца поразило отсутствие у подсудимых и «намека на раскаяние, на сострадание к миллионам убитых и замученных людей», что привело его к выводу: «уроки истории, преподанные нам в Нюрнберге, могут иметь смысл только в том случае, если они будут использованы для предотвращения подобных преступлений в будущем».

В пользу доказательства того, что процесс не был «судилищем», говорят общедоступные факты: все 403 заседания были открытыми, туда было выдано свыше 60 000 пропусков, а свидетелей со стороны защиты было больше, чем со стороны обвинения. Мало того, защищали подсудимых в том числе и члены нацистской партии в недавнем прошлом. Одному из главных обвиняемых, «наци №2» Герману Герингу, дали два дня, во время которых он произносил речь в свою защиту и буквально разгромил Джексона.

Звягинцев считает, что память о страшных военных годах заставляет всегда держать глаза открытыми. И тем опаснее, что огромное число «мифов и откровенной лжи циркулирует в сетях».

«Нам надо доводить до сведения людей во всем мире, что было сделано нашей страной во время Второй мировой войны и после нее, что было пережито»,

– считает историк.

Наше издание не раз писало о современных попытках фальсификации истории. Они медленно ведутся долгие годы на всех континентах мира. Если американские школьники считают, что во Второй мировой войне победу одержала их родина, то их японские сверстники искренне убеждены, что бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросила Россия (даже не СССР!).

Российские школьники, зная о роли советских людей в Великой Победе, плохо представляют себе, что такое Нюрнбергский процесс. Взрослые же частенько видят его, как суд победителей. По данным Звягинцева, всего 9% школьников Липецкой области, где был проведен опрос учащихся, слышали что-либо о суде над нацизмом. Что может быть легче, чем вложить в полупустые головы «нужную» информацию и манипулировать забытой потомками историей?

Послушаем участников событий 75-летней давности. Главный обвинитель от СССР Роман Руденко в заключительной обвинительной речи сказал: «Мы спрашиваем, подтвердилось ли на суде предъявленное подсудимым обвинение? Доказана ли их вина? На этот вопрос можно дать только один ответ. Эти преступления доказаны. Их опровергнуть не могли ни показания подсудимых, ни доводы защиты. Их опровергнуть нельзя, потому что нельзя опровергнуть истину, а именно истина является прочным результатом настоящего процесса, надежным итогом наших длительных и упорных усилий».

Главный обвинитель от США Роберт Джексон: «Если верить подсудимым, ни один из них не видел зла. Геринг никогда не подозревал о программе уничтожения евреев, хотя лично подписал десятки декретов. Гесс просто передавал приказы Гитлера, не читая их, подобно посыльному. Риббентроп ничего не знал о внешней политике. Кейтель не имел представления о результатах воплощения в жизнь своих приказов. Кальтенбруннер считал, что гестапо и СД — это что-то вроде регулировки дорожного движения… Признать этих людей невиновными — значит с тем же основанием сказать, что не было войны, не было убийств, не было преступлений».

Имеют ли срок давности их преступные деяния? Очевидно, что нет. Сомневающимся предлагаю посмотреть хотя бы минуту военной хроники из концлагерей Дахау, Освенцим, Треблинка и десятков других…

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.