Мусорная война в Калуге: 1:0 в пользу «свиней»

В Калуге коммунальщики продолжают бороться со стихийными свалками.

И эта борьба зачастую напоминает вылазки партизан в тыл врага: только коммунальщики успевают ликвидировать мусорку в одном месте, как тут же тихой сапой появляется другая. И в этой войне между теми, кто убирает, и теми, кто мусорит, победу пока одерживают последние.

Но иногда думается, что сами муниципальные власти провоцируют жителей к свинству. Площадки для складирования ТКО зачастую находятся очень неудобно. Или на них установлено слишком мало контейнеров, и потому объемы имеющихся заполняются под завязку задолго до очередного приезда мусоровоза. Нередко баков для складирования отходов и вовсе нет.

Именно так долгое время было со сбором ТКО на улице Тарутинской, 219а, в Калуге. О ситуации со свалкой в этом микрорайоне мы писали весной. Сбор мусора осуществляется здесь так называемым бестарным способом. Это когда мешки с отходами жители складируют не в контейнеры, а прямо на землю, периодически формируя мусорные «эвересты». «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» действительно допускают помешочный сбор отходов.

Однако на деле следование разрешению оборачивается проблемой. И на Тарутинской по весне это ощущалось особенно. Земля настолько пропитывалась мусорными «соками», что вонь стояла даже после того, как машины вывозили нанесенное жителями этой части Малинников. Тогда же, в середине апреля, из управления городского хозяйства Калуги был получен ответ, что «при условии достаточного финансирования до конца года будет рассмотрен вопрос установки на данной улице наземных контейнеров закрытого типа».

На прошлой неделе мы побывали на Тарутинской еще раз. На месте, где раньше была зловонная земля, сейчас красуется свежеуложенная заасфальтированная площадка. Вот только контейнеров на ней пока нет. А мешки с мусором есть. Буквально в паре – тройке метров от появившейся вывески, грозно предупреждающей, что за свалку мусора «свинодела» могут оштрафовать аж на 300 000 рублей. Но пока нет баков для сбора ТКО, нет и штрафов. Но, думается, еще чуть-чуть, и бестарный способ сбора ТКО для живущих рядом с Тарутинской, 219а, уйдет в прошлое. Но это лишь одна точка на карте мусорных баталий в Калуге. Однако в целом поле битвы за чистоту на улицах и в окрестностях областного центра выглядит не так оптимистично. Да и не только в Калуге. По данным Центра управления регионом, за неделю с первого по седьмое ноября зафиксирован рост обращений калужан по теме «Мусор/Свалки/ТКО». За первую семидневку месяца поступило 219 просьб, жалоб или требований убрать образовавшиеся то тут, то там горы мусора. И это непочетное третье место в ТОПе наиболее актуальных среди жителей Калужской области проблем после вакцинации и обращений.

Возникшую ситуацию объясняют сезоном опиловки деревьев, так как стихийные свалки чаще всего образовывают сейчас как раз ветки, а также строительный мусор. В его возникновении винят нерадивые управляющие компании и самих граждан.

«Изначально безответственные управляющие компании (а иногда и просто калужане) после ремонта или уборки складывают около мусорных баков ветки и строительные отходы, а потом все это разрастается в большие стихийные свалки. Эти виды мусора не относятся к ТБО, а значит, подлежат самостоятельному вывозу и должны оплачиваться отдельно. КРЭО такие отходы не забирает, тем более что они находятся не в баке, а рядом. Сейчас же мы вынуждены убирать свалки, тратя средства городского бюджета. Только в августе наши службы ликвидировали 145 рукотворных свалок», – высказал видение ситуации градоначальник Калуги Дмитрий Денисов на своей странице в соцсетях.

Все это вкупе напоминает присказку, в которой «Иван кивает на Якова, а Яков – на всякого». Жители винят КРЭО за горы мусора, регоператор, ссылаясь на закон, отбивается тем, что должен вывозить только то, что складировано в контейнеры, остальное – ответственность муниципалитетов, власти видят в стихийных свалках недоработку управляющих организаций и безответственность самих жителей.

Да, среди наших соседей всегда найдется свин, который бросает пакет с отходами, не донеся его до контейнера. Но таких все-таки единицы, а образовываться мусорные горы могут только от «крупных игроков» или тогда, когда единично недонесенные мешки долго не убираются. Три управляющие компании за нарушения уже оштрафовали, чтобы другим было наукой. Что касается накапливания мусора, здесь все очевидно: вывозите вовремя, свалки не будет.

С обрезанными же ветками и травой не все так однозначно. Сжигать их нельзя по новым правилам пожарной безопасности, складировать рядом с контейнерами – тоже. А куда тогда хозяину частного домика в Калуге девать это «богатство»? И правильно замечают некоторые калужане: мы, дескать, и так платим недешево за вывоз ТКО, чтобы еще раскошеливаться на наем машины для избавления от осеннего хлама.

С другой стороны, жаль, что деньги из городской казны, которые можно было бы пустить, к примеру, на новые уличные фонари, тратятся на уборку свалок. Поэтому ясно, что применяемая сейчас муниципалитетами тактика в мусорных баталиях не дает нужного результата. Значит, надо менять всю стратегию, т.е. действия на перспективу. В конце концов, можно применить фото- или видеокамеры, о которых так много говорили несколько лет назад. Хотя бы переносные. Хотя бы в местах частого возникновения свалок.

В их объективы попадут и мусорящие, и периодичность уборки, и хулиганы, поджигающие контейнеры для сбора ТКО. А установив конкретные личности, можно уже устроить «показательную порку», чтобы другим неповадно было. А там, глядишь, и меньше придется тратить из казны на уборку стихийных свалок. Уж в черте городов – наверняка.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.