Приехали. Фестиваль неактуального искусства

В ноябре Калуга приняла дымящий старой трубой паровоз с транспарантом на боку: «Гастрольный проект «Поехали!».

Иногда просто диву даешься, как наши доморощенные культуртрегеры, модераторы современных смыслов, а проще — руководители и администраторы центра Pro Art’s, что на Театральной улице, умудряются раз за разом вляпаться в мутные проекты.

Поясним сразу, что такое этот гастрольный проект «Поехали!». Центр имени Мейерхольда часто получает федеральные и президентские гранты. Кстати, нашим артцентровским менеджерам неплохо бы поучиться этому искусству у своих нынешних партнеров. Чтобы отчитаться за полученные деньги, ЦИМ генерирует всевозможные «замуты от искусства». Один из таких – гастрольный проект «Поехали!». Наверняка в обосновании перед денежкодавателями все выглядит суперкруто. Тут и пресловутые «поиски смыслов», и расставленные где нужно модные слова: «перформанс», «сторителлинг», «сайт-специфик».

Реально же они просто взяли несколько мало кому известных групп людей, подвизавшихся на волне так называемого современного, или актуального, искусства, и стригут потихоньку купоны на извечном желании части провинциальных обывателей войти в мир бомонда от искусства. Громкое название проекта сразу тускнеет, когда начинаешь рассматривать его поближе. Всего три города — Казань, Нижний Новгород и Калуга (ну и, соответственно, ЦИМ московский, разумеется) — клюнули на эту инициативу. О значимости и успехе проекта в Москве и Казани можно судить по количеству откликов в интернете на показы. Поищите их. Кроме куцых афиш, вы вряд ли найдете хоть один.

После столь громкого «паровозного гудка» по стране скрипящий смыслами и всеми своими сторителлингами состав прибыл в Калугу. Целый месяц на сценах Pro Art’s и ИКЦ зрителям показывают нечто, выдаваемое за современное искусство. Ажиотажа не наблюдается.

Потерянное время

Один из «вагонов» проекта называется «5 ММ/H». Спектакль-медитация, значится в афише. Ну ведь обозначить постановку просто спектакль нельзя, проект ведь «современный». Название не говорит ни о чем. Поискал в аннотациях к этому действу. ТАСС в описании пишет о «скорости движения лекарства в капельнице при химиотерапии». Правда, коллеги перепутали миллиметры с миллилитрами, но это мелочь, они же пишут, а не лечат. Но скорость эта — величина непостоянная, она зависит от множества факторов. Зачем я так подробно на этом останавливаюсь? Чтобы было понятно важное: приблизительность. Приблизительность всего, что касается проекта «Поехали!». Неважно, что и как, главное – заумность подачи.

Неискушенный провинциальный зритель клюнет. Особенно когда на сцене развесистая клюква, попахивающая пенициллином старости. Право, сколько можно уже кормить нас душещипательными историями из коридоров онкологических клиник, рассказами из серии «как тяжело жить на свете мальчику без пальчиков»? Кормить и зарабатывать на этом деньги.

К слову, за 600 рублей на сцене ИКЦ можно было битый час наблюдать за стоящими безмолвно и практически не двигаясь двумя молодыми людьми. Все. Это и есть «спектакль-медитация». Из динамиков при этом нам читали некий текст, который, по мнению «сторителлингистов» должен поднять из глубин нашего сознания новые смыслы и переживания.

То, что было модно и вызывало живой интерес в начале 90-х годов прошлого века, когда рухнул СССР, а вместе с ним и все запреты в области культуры и искусства, сегодня вызывает если не улыбку, то тихую тоску и грусть о потерянном времени на просмотр этого всего. И денег, кстати.

Кульбиты минкульта

Любопытно, что в эту историю с «Поехали!» умудрился вляпаться (а иного слова я не нахожу) региональный минкульт. На пресс-конференции перед приездом проекта в Калугу засветился профильный министр Павел Суслов. Конечно, вполне возможно, в каком-нибудь обязательном отчете нужно было поставить галочку напротив строки типа: поддержка современного искусства. Но, Павел Александрович, галочка галочкой, а перед тем как что-то презентовать, неплохо бы поближе познакомиться, так сказать, с предметом.

Впрочем, как выяснилось, у министерства культуры Калужской области и Pro Art’s крепкие отношения. Увы, окормление, как говорят, в виде зарплаты администрации центра из бюджета не всегда идет на пользу. А ведь вспомните, как все прекрасно начиналось.

В 2018 году во дворике на Театральной зародился новый свежий, как тогда казалось, культурный проект. И тогда, и сейчас низкий поклон и уважение (я это пишу без тени иронии!) меценату, предпринимателю Леониду Мееровичу. Сколько тогда было надежд и ожиданий! Увы, сегодня Pro Art’s тихо скатился до осваивания средств. Даже порядком всем надоевшие «волосы» художницы Агеносовой не спасают престиж и всю ситуацию с центром.

Обидно, когда начинание тонет из-за несостоятельности администрирования, а может, из-за банальной лени руководителей центра. Приехали – это не только о нынешнем проекте, это и, в общем, о Pro Art’s, ставшем центром неактуального, простите, искусства.

Владимир АНДРЕЕВ.
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, Nikatv.ru, PRO ART`S.