Зачем в школах столько контрольных?

Проверка знаний превратилась в наших школах в самоцель. Недавно одна моя знакомая рассказала, что у дочки-отличницы появился небольшой заработок. Так как в их седьмом классе стабильно в неделю проводят по несколько контрольных, девочка приспособилась за сто рублей писать для одноклассников шпаргалки. Принимает заказы заранее.

Как говорится, было бы весело, если бы не было так грустно. Детей от школьного маразма спасает то, что они гибче взрослых и легче приспосабливаются к новым реалиям. Если им не дают нормально учиться и приобретать знания, умения и навыки, то они «приобретают» требуемые оценки за денежку. Мы, родители, часто слышим от своих детей о том, что на следующий день после нового материала им дают самостоятельную или контрольную работу. Неважно, что полкласса не поняли даже, о чем речь. Вот и результат – у школяров нет желания учиться.

Насколько я сама помню из вузовской методики обучения, чтобы школьник усвоил знания, необходимо время для понимания, тренировки, обратной связи с учителем. На усвоение темы дается несколько часов. Если изложить тему или «прочитать» ее, а затем сразу провести контроль знаний, обучения не происходит. Непонятый материал прорабатывается повторно.

Вместо этого сейчас в школе происходит следующее. Детям на второй — третий урок изучения назначается самостоятельная, более половины класса пишет ее на двойки. Раньше после такого «результата» обязательно проходили уроки работы над ошибками. Сейчас – нет. Идут дальше по программе, чтобы уложиться в нее. Это какой-то контроль ради контроля получается.

В прошедшем учебном году тема избыточных контрольных всплыла в верхах. По поручению Президента России Рособрнадзор провел исследование и вывел статистику. Оказывается, процент контрольных и проверочных работ от общего числа запланированных уроков, к примеру, на истории – 13, на русском – 14, математике – 15. На каждом пятом уроке физики проходит проверка знаний, на каждом третьем уроке биологии – самостоятельная или что-то подобное.

В статистике есть все, но часто нет самого главного. Так и здесь не указано, что в больших процентах проверочных — не только те, что даются по итогам усвоения темы или раздела, а еще «тренировочные» перед Всероссийскими проверочными работами, ЕГЭ. Далее еще спускают министерские работы, городские…

Проверяющим очень важно мониторить ситуацию. Как успеть в таком случае не просто пройти программу, а усвоить ее? Учителя не такие гибкие, как ученики, и многие, не выдержав бесполезного мониторинга, уходят в другие сферы. Оставшиеся (знаю это на примере педагогов своей школы) закрывают глаза на методику, долгие объяснения и работают по системе «прочитали учебник – написали проверочную».

Недавно, в сентябре, вновь заговорили о необходимости сокращения количества контрольных работ в школах с учетом необходимости, цитирую, «обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества». Радует, что вспомнили методику, пока непонятно, как это будет согласовываться с ВПР и подготовкой к госэкзаменам, ведь именно с их появлением резко возросло число контрольных уроков.

Сейчас есть идея избавить учителя от обязательного проведения работ по указке свыше, то есть необоснованных с точки зрения изучения программы. Было бы неплохо еще убрать контрольные по таким предметам, как технология, музыка и физкультура. В свое время родители нынешних школяров не писали по ним тесты, но зато умели шить, петь и ходить на лыжах разными способами. И неважно, что старая система не предусматривала больших теоретических знаний по физиологии питания или истории Олимпийских игр, зато степень обученности и качество практических знаний были в реальности выше.

Полина АРСЕНЬЕВА.

Фото hibiny.com.