Лютня из Кёльна

Маэстро Михаэль Дюккер рассказал, зачем современному человеку древний инструмент.

Каждый год на фестивале «Мир гитары» калужане могут слышать гостью из далекого прошлого, лютню. На прошедшем празднике музыки ее представлял немецкий исполнитель Михаэль Дюккер.

Он изучал лютню у Конрада Юнгхенеля в Кельнском университете музыки. Как исполнитель континуума и солист, он давал концерты с барочными коллективами Musica Antiqua Cologne, Echo du Danube, Concerto Cologne, La Stravaganza Cologne, La Stagione Frankfurt и многими другими ансамблями в Европе, Африке, Азии, Северной и Южной Америке.

Гость фестиваля принимал участие в записи множества компакт-дисков. Его искусство транслировалось по радио и в телепрограммах. Произведения Сильвиуса Леопольда Вайса, Адама Фалькенхагена, Иоганна Давида Хайнихена, Иоганна Фридриха Фаша виртуоз исполняет с полным погружением в эпоху создания знаменитых «Зеленых рукавов».

Сейчас в России проходит Год Германии, и выступление Михаэля Дюккера на нашем фестивале поддержало посольства ФРГ.

Шекспир приписывал лютне способность доводить слушателей до экстаза. Так и вел себя зал после выступления Михаэля Дюккера. Маэстро рассказал, зачем современному человеку древний инструмент.

− Какой мастер делал вашу лютню?

− Это современная копия. Оригинал был создан примерно в 1730 году в Лейпциге Иоганном Христианом Хоффманном. Это немецкий мастер по изготовлению скрипок и лютни, который также работал и с Бахом.

− У нее такая красивая ажурная розетка! Зачем она?

− Я думаю, это нужно для звука. Но есть и другие лютни, где вместо розетки просто отверстия.

− Вы живете в Кельне, месте, знаменитом колоссальным собором, где хранятся мощи трех волхвов, путешествовавших за Рождественской звездой. Каково это?

− Мне очень нравится Кельн, люди там открытые, дружелюбные, несмотря на то что обстоятельства сейчас не такие веселые. Люди устраивают карнавалы каждый год, фестивали, поют на улицах. Вы знаете, город серьезно пострадал во время Второй мировой войны, но атмосфера все равно очень приятная.

− Существует ли прогресс в музыке? Если да, то в чем он заключается?

− Я думаю, музыка просто изменилась. Вкусы абсолютно изменились. Это не эволюция, изменения были всегда.

− Историческое музицирование – это что-то вроде увлечения фэнтези, своего рода эскапизм, бегство от реальности?

− Нет, мне просто нравится эта музыка, вот и все. Я начал играть ее очень поздно, мне было шестнадцать лет. Сначала я играл ее на гитаре, а потом на лютне.

− Повлияло искусство Возрождения на ваш идеал женщины?

− Интересно, что в те времена женщины даже чаще играли на лютне, чем мужчины, и больше было композиторов-женщин лютневой музыки.

… Микеланджело Буонарроти, восхищаясь исполнением виртуоза и композитора лютни Франческо да Милано, говорил, что он был божественно вдохновлен музыкой, и все его мысли в это время были обращены к небесам. До встречи на будущем фестивале, инструмент романтиков!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Светланы СПИВАК и popgun.ru.