Юбилей «Калужской осени»

В Доме музыки в пятнадцатый раз открылся музыкальный фестиваль. Насыщенную программу открыло представление «Viva, музыка». Хор и оркестр Дома музыки, приглашенные солисты задали высокую планку праздничному марафону.

Популярная классика соседствовала с уникальным сочинением, мессой в стиле танго. Калужский муниципальный камерный оркестр радует меломанов уже четверть века. Он был создан Гарри Азатовым, гастролировал по Европе.

Ныне его художественный руководитель и главный дирижер − Александр Левин. Коллектив подготовил множество программ, дал около тысячи концертов как в Калуге, так и во многих городах России и зарубежья.

Калужский муниципальный камерный хор на пять лет младше, его художественный руководитель и дирижер – Маргарита Кулаева. В репертуаре сочетаются русская и западно-европейская светская и церковная музыка, классика и модерн, джаз и эстрада.

Программу украсила Полина Шамаева, меццо-сопрано, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. Вы могли видеть ее на канале «Россия-Культура», где она стала победительницей пятого сезона телепроекта «Большая опера» и обладателем приза зрительских симпатий.

В качестве солистки выступала в Большом зале Московской консерватории, Московском международном доме музыки, Концертном зале имени Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, а также в Афинах, Осаке, на Тенерифе, в Монтре. Певица сотрудничала с выдающимися дирижерами − Гергиевым, Спиваковым, Плетневым, Федосеевым, Зандерлингом.

Частый гость Калуги, баянист-виртуоз из Брянска Владимир Вислобоков, расцветил программу яркими соло.

«Мессу-танго», или «Мессу из Буэнос-Айреса», аргентинец Мартин Палмери посвятил своему знаменитому соотечественнику Астору Пьяццолле. Дом музыки уже представлял это произведение, но из-за корона- вирусных ограничений им смогли насладиться лишь немногие меломаны. Так что на фестивальном, также премьерном, показе был аншлаг.

Само дерзкое сочетание мессы и танго – оксюморон. Ведь танго долгое время считалось порочным и было запрещено церковью. «Русская музыкальная газета» в 1914 году писала, что «высшее духовенство многих стран обратилось к своей пастве с воззванием, предостерегающим против танго и иных новейших танцев». Император Вильгельм запретил своим офицерам танцевать танго. Архиепископ Парижский и другие епископы Франции публиковали послания против этого танца.

Но, несмотря на танцевальный ритм, произведение Палмери – настоящая католическая месса для солистов, хора, бандонеона и оркестра в стиле «Танго нуэво». Мировая премьера состоялась в Буэнос-Айресе в 1996 году в исполнении национального симфонического оркестра Кубы. Так началось быстрое распространение произведения по миру.

Традиционная шестичастная форма мессы сложилась семь веков назад, но до сих пор развивается, что говорит о ее жизненности.

Мелодия, гармония и ритмы соответствуют особенностям музыки Южной Америки, а история страдания и воскресения транскультурна. Партия бандонеона, разновидности гармоники, выступает в качестве то главной мелодической линии, то ритмической основы, она – хранительница «души танго».

Назван он так по имени изобретателя – Генриха Банда. Инструмент использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века он был завезен в Аргентину, и именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила пронзительно-щемящее звучание.

Слушатели отбили ладони в овации, а праздник только начался. Следите за афишей, меломаны, в ней много сюрпризов!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото пресс-службы КДМ.