Если Боровск милее Рима

Евгения Миленушкина узнала, что посмотреть и чем подивиться в Боровске.

Совсем неслучайно наш древний Боровск сегодня является одной из самых популярных туристических точек среди малых городов России.

Обширный пресс-тур, организованный министерством экономического развития, предполагал в течение одного дня показать журналистам все самое привлекательное, что могло бы поразить заезжих гостей со всей России. И все же для самых неосведомленных читателей следует коротко представить этот уголок нашей земли.

Впервые Боровск упоминается в 1358 году в духовной грамоте великого князя Московского Ивана II. Трудно представить его в те далекие века. Но по-прежнему он все на тех же высоких холмах, среди соснового бора в обрамлении красавицы Протвы с ее крутыми берегами. Раньше город был оплотом Православия, выраженного в истории и архитектуре Свято-Пафнутьева монастыря. Здесь дважды в заточении находился лидер раскольников протопоп Аввакум, который впоследствии был сожжен.

Историю любого города делают великие люди, а в Боровске таких побывало немало. В одном только монастыре в разное время на богомолье приезжали князья, цари, в том числе Иван IV Грозный. Среди всех этих богомольцев − имена, вписанные во все учебники истории: Оболенские, Репнины, Волконские. В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе с Лжедмитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город получил новый герб.

Но Боровск велик не только царями, там жили и творили наши современники: в течение 12 лет здесь проживал и работал основоположник теоретической космонавтики К. Циолковский. Город связан и с именем адмирала Д. Сенявина, художника-передвижника И. Прянишникова, математика и механика П. Чебышева.

А теперь пройдем пешком по городу начиная, естественно, с Боровского городища. Конечно, современникам это место известно как «сердце» райцентра, где ныне располагаются административные здания органов власти, суд. Сколько раз бывала в этой части города в рабочих командировках, но никогда понятия не имела, что небольшая часовенка на высоком холме есть место военной крепости XIII века с княжеским двором, воеводской избой, тюремным острогом, в яме которого до смерти были замучены за «двуперстную» веру сестры Урусова и Морозова.

Конечно, одна из них − Феодосия − многим известна по знаменитой картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова», только художник взял для себя некий собирательный образ, изобразив страшную старуху. А ведь при жизни она была одной из самых почитаемых и образованных женщин двора.

Возвращаемся снова в день сегодняшний. Гостиница «Жемчужная» от самых ворот удивляет оригинальным художественным оформлением. Кованая беседка в виде кареты, «запряженной» металлическим конем, смешные фонтанчики, Фея на балконе второго этажа, а по соседству Трубадур. Почти все немыслимые идеи хозяйки гостиницы выполняли мастера со всей России, в том числе и местные.

Но самое любопытное − это галерея настенной живописи боровского художника Владимира Овчинникова, который разрисовал в городе уже около ста домов. Тематика разнообразная: старушка у окна, голый мальчик перед запертой дверью, мужик с огромным огурцом в руках. А вот изображение деревянной постройки с надписью: «Продается на лето дом». Особенно запомнился еще такой же с современным «рекламным» − «Меняю Рим на Боровск».

Позже, проезжая по городу, мы видели на стенах домов его настенную живопись. Интересно, но спорно. Откуда у самоучки такая тяга к авангарду? Скорее всего, от жены − замечательной поэтессы Эльвиры Частиковой, кстати, давнего друга нашей газеты.

А вообще-то «Жемчужина» − это не просто мини-отель или гостевой дом. Его владелица Светлана Шорохова может похвастаться не только комфортными номерами с обширным комплексом всевозможных услуг от банкетных залов и кафе, бани, сауны, бассейна, фитнес-зала до собственного Музея кукол, которых у нее более четырехсот. Это и героини произведений мировой литературы, и дамы в национальных костюмах стран мира, и представительницы различных направлений моды.

Светлана большая фантазерка, безоглядно влюбленная в свой Боровск. Назвать ее бизнес-леди никак нельзя, о прибыли она, кажется, думает в последнюю очередь. Вот вам яркий тому пример. Выгодно ли предпринимателю ни с того ни с сего отдать личные более чем 45 миллионов на реанимацию груды развалин позапрошлого века?!

Официально этот ее проект называется «воссоздание Тюремного замка», горожане же это убитое, трижды горевшее строение величают как «Дом ударника». По велению Екатерины от Москвы до юго-западных окраин Руси возводились тюрьмы. По городским масштабам здание в Боровске считалось уникальным: многометровые кирпичные стены, высокие потолки, сводчатые коридоры, арочные входы. Вся территория была обнесена четырехметровой кирпичной стеной.

Известно, что где-то рядом находилось кладбище, где хоронили приговоренных к смерти, а во времена Гражданской войны − расстрелянных «неугодников» новой власти. В качестве тюрьмы здание просуществовало до 1935 года. Затем было переоборудовано под квартиры ударников социалистического труда ткацкой фабрики «Красный Октябрь». Бедные «ударники», жившие десятилетиями в керосиновом чаду, печном дыму с удобствами во дворе, сегодня, к счастью, расселены.

Из этой «заброшки» Шорохова решила создать «Тюремный замок», притягательный для туристов. Иными словами, она спасает то, что вполне может вот-вот пойти на снос. Для будущего музея она уже насобирала чудом уцелевшие предметы из места заточения: цепи, и кандалы, и колоды. Но Светлана не планирует возродить былой острог в прежнем виде, однако элементы его будут сохранены. А потому она категорически запретила рабочим повсеместно штукатурить стены, иные трещины и выбоины старину должны только красить!

На сегодняшний день работа кипит вовсю, вокруг здания уже высятся горы песка и строительных плит. Сроки восстановительных работ Шорохова наметила крайне сжатые. Но главная работа − по подводке коммуникаций − позади. А из масштабного − превращение обезображенной территории в цветущий парк.

До конца нашего путешествия еще далеко, придется рассказать в другой раз. Но сегодня закончу еще одним удивительным уголком города с древним деревянным храмом Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век), единственным построенным из сосновых бревен без единого гвоздя. Кстати, Кижи намного его моложе!

Рядом – «Чайная на Высоком», где нас угощали совершенно удивительными пирогами, секрет выпечки которых – церковная тайна.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.