Школа гитары учителя Фраучи

В день, когда открываются учебные заведения, уместно вспомнить о педагоге, который создал свою школу гитары. Ученики с придыханием произносят имя Александра Камилловича. Почему? Об этом мы расспросили музыкантов квартета имени Фраучи.

Александр Фраучи − советский, российский классический гитарист и музыкальный педагог, профессор Академии музыки имени Гнесиных, заслуженный артист России, лауреат всероссийского и международного конкурсов, сын скрипача и гитариста.

В 1996 году во Франции была издана книга «Гитарный метод А. Фраучи». Более двадцати учеников Фраучи стали лауреатами крупнейших международных конкурсов. Среди них такие яркие музыканты, как Никита Кошкин, Игорь Лютиков, Анастасия Бардина, Валерий Чайкин, Евгений Финкельштейн, Александр Пономарчук, Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, многие из которых знакомы калужанам по фестивалю «Мир гитары».

Гитарный квартет имени Фраучи создали ученики маэстро: Дмитрий Мурин, Евгений Номеровский, Дмитрий Татаркин и Сергей Урюпин. Все они − ведущие российские гитаристы, лауреаты международных конкурсов, сочетающие активное концертирование с преподаванием в престижных московских вузах.

Квартет – целый оркестр, так сложен и многогранен его репертуар. Это собственные переложения артистов масштабных сочинений мировой классики. Среди них много уникальных, например, единственное в мире переложение увертюры Бетховена «Эгмонт». Его посчастливилось услышать зрителям «Мира гитары».

Четыре артиста с любовью вспоминали учителя, спеша дополнить слова друг друга.

− Каким был Фраучи? У него была какая-то особо теплая манера, методика преподавания?

− Во-первых, Александр Фраучи был личностью. Он Музыкант с большой буквы. Такие люди уникальны, они рождаются не каждый день, не каждый год. Кто-то говорит, что они поцелованные Боженькой в макушку.

Александр Фраучи был из таких людей. Он обладал огромной человеческой харизмой, был настоящим лидером, повел за собой целую плеяду учеников. Это человек, который проповедовал любовь всеми своими поступками, любовь в самом возвышенном смысле этого слова. Он был рыцарем с гитарой, благородным человеком, который ценил красоту.

У каждого ученика был свой Фраучи. Для меня самое главное, что он не «ломал» учеников под себя, не делал из них свое подобие. Он видел в каждом его лучшие качества, это очень важная вещь в педагогике. Он говорил: «Не прощайте себе некрасивых нот. Не боритесь с музыкой, она все равно победит».

Когда Бог решил наказать людей за гордость, он смешал языки, и они перестали понимать друг друга. Но есть один язык, самый совершенный, внятный любому человеку, − это музыка.

Студенты, про которых Александр Камиллович говорил «мои хорошие ученики», были как члены семьи. Мы приходили к нему в гости, ездили вместе с ним на гастроли, могли участвовать в одном концерте.

Заходишь к нему в квартиру на Тверской, а там все окутано историей. Например, он говорит: «Вот эта пепельница принадлежала Бунину». А на рояле в войну спал Рихтер! Простых ложек и вилок не было, все старинные, мельхиоровые. Угощала нас его жена, Мария Наумовна, из фарфоровых тарелок XIX века.

В их семье любили принимать гостей. Приходишь внезапно, и через несколько минут накрыт полный стол, казалось бы, из ничего. (Латинская-Фраучи − клавесинистка, пианистка, преподаватель, основатель конкурса и фестиваля имени Фраучи. Когда ей было шестнадцать лет, сложился музыкальный, а затем и семейный дуэт с маэстро.)

Когда мы спрашивали Марию Наумовну, какую книжку подарить учителю, она отвечала: «Он не будет читать. Но мы ему почитаем». У него была потрясающая речь, развитая, изысканная. Несмотря на то что он заикался, слушать его было огромное удовольствие. Он был душой компании.

− Какие фильмы он любил?

− Нашего «Шерлока Холмса» с Ливановым.

− На природу выезжал?

− Да, рыбалка была страстью Александра Камилловича. Его сын Антон до сих пор фанат рыбалки. Учитель рыбачил и на Клязьме, где у него была дача, и на гастролях, например, в Астрахань ездил рыбу ловить. Он приезжал на Камчатку, его там встречали и везли на горячие источники. А там прекрасная рыбалка.

Когда мы у него учились, Фраучи был в хорошей форме и много гастролировал. Поэтому некоторые занятия пропадали, переносились. Мы звонили ему: «Александр Камиллович, когда будет урок?» Он отвечал: «Позвоните через недельку. Я уезжаю на гастроли». Но играющий преподаватель может дать ученику гораздо больше, чем аккуратно приходящий на занятия по расписанию два раза в неделю.

Он любил общаться, к нему постоянно приезжали друзья, ученики. И мы до сих пор общаемся с его друзьями, вспоминаем его, рассматриваем фотографии поездок. Мы просто дружили…

…Живое пламя, которое Фраучи зажег в учениках, горит, и от него светлее и теплее поколениям ценителей музыки.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото автора и visualrian.ru, smotrim.ru, melody.su, discogs.com, guitar-times.ru.