«Красная книга» Калуги

Красивый, практичный и полезный подарок преподнесли живописцы, графики, скульпторы городу к юбилею. Выставочный зал Союза художников собрал вместе пейзажи с архитектурными жемчужинами, многие из которых «дышат на ладан», своего рода «Красную книгу» Калуги.

Виктор Зундалев в характерной сияющей, звенящей свежестью манере написал городской парк в майском шелесте юной листвы, кружева укрытых инеем берез на фоне церкви, что никогда не закрывалась, – Георгия-за-верхом.

Михаил Камышанский изваял Циолковского аскетом, учителем и философом, у которого не было лишних денег, чтобы наесть брюхо, как показано в работах иных авторов. Виктор Медведев показал густо заросший специально посаженными, а ныне вырубленными деревьями склон реки под музеем космонавтики. Настало время сажать сотни крупномеров, чтобы визитная карточка города не сползла в воду!

Юрий Шеров создал прямо-таки герб выставки – пейзаж самого центра Калуги, «Дом № 13». Крепкий двухэтажный особняк XIX века с конца 80-х не белен, не штукатурен, на некогда парадных, а ныне аварийных воротах надпись: «Входа нет». Сардонически усмехаются его полотна «Никас в музее», «Калужский дворик».

Благоухает «Сирень на ул. Советской» Анатолия Жлабовича. Елена Белова нарисовала «Калужский дворик» как оазис сказочной тишины. Кроме красоты, было у этих двориков еще одно немаловажное достоинство – деревянные туалеты, заменявшие отсутствующие общественные.

Увитый девичьим виноградом сюжет «Уходящая Калуга. Улица Карпова, 5» показала Лия Паладина. Она написала и Авчурино, место, где Карамзин писал «Историю государства Российского», ныне приют для рок-концертов, терпеливо ожидающее своего восстановления. Людмила Зайчикова запечатлела коренную калужанку, кошечку, на фоне Гостиных рядов. Лакомка тянется лапкой к заходящему сливочно-яичному солнцу.

Заслуженный художник РФ Владимир Арепьев выставил полотно 80-го года «Автостанция». Она находилась там, где удобно калужанам и жителям области, снабжавшим их натуральными продуктами. То-то весело теперь пассажирам мокнуть на крохотной остановке, а жителям улицы Гагарина слушать бесконечные объявления о рейсах!

Елена Белова написала старую Калугу, как содружество многолетних цветов и бревенчатых домиков. Галина Мурзаева показала дом Ципулина. Он ждет своего восстановления, а не том-сойеровского шапкозакидательства, так же как дома Яковлева и Соловьева, соавтора Островского, по улице Луначарского.

Татьяна Астахова продолжила свою летопись деревянной Калуги «портретами» кружевных домов на улице Никитина. Евгений Пухов представил цикл работ с пейзажами калужских улиц как гармоничных архитектурных ансамблей.

Смотрит на руинированные жемчужинки архитектуры «Калужанин» Александра Лондарева с непередаваемым выражением лица. Придите до 17 августа, взгляните сами на уходящую натуру.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.