Подруга семиструнная

Сергей Руднев рассказал нам о русском характере. Он обладатель звания «Национальное достояние России» и постоянный гость фестиваля «Мир гитары».

Коренной туляк, он окончил в 1975 году местное музыкальное училище по специальности «Баян и балалайка». Гитару изучал самостоятельно и брал частные уроки в Москве у мастеров Славского и Панина. А теперь учит студентов в Испании!

В середине 70-х годов Сергей Руднев выступал в вокально-инструментальных ансамблях «Молодые голоса», «Россияне», «Слайды». В 1982-м стал участником фестиваля в Кольмаре (Франция).

В перестройку гастролировал в Польше, Венгрии, Израиле, Австралии и Испании. Работал аранжировщиком и аккомпаниатором у Аллы Пугачевой и Александра Малинина. В год «распила» СССР после концерта в Колонном зале Дома Союзов получил предложение выступить в Америке и издать там свои сочинения для гитары.

На конкурсе русского и цыганского романса памяти Жемчужного его трио «Ясная Поляна» завоевало I место и Гран-при!

Видеть этого подтянутого джедая гитары на сцене – удовольствие. Ведь он еще и обладатель черного пояса по карате! И писатель он вдумчивый, его труд «Русский стиль игры на классической гитаре» востребован не только специалистами. В чем секрет успеха? Может, в инструменте?

− Ваша гитара − просто пушка, как говорили про скрипку Паганини. У нее такой мощный звук.

− Играю на ней с 1982 года. Ее делали несколько мастеров по чертежам кубинской гитары. Недавно ее отреставрировали, и я опять к ней вернулся. Она оказалась очень удачной, на ней я сделал много проектов, в том числе на телевидении.

− Какие именно?

− Много их было, начиная с передачи «Шире круг». Телевидение снимало наши выступления в концертном зале «Россия», когда он еще был…

− Спасибо вам за то, что, приезжая на фестиваль, вы играете, как правило, именно на бесплатных, дневных, концертах в Доме музыки. Приходит много пенсионеров, которые не могут себе позволить купить билет. Для них это уникальный случай послушать живую музыку в исполнении мастера такого класса. В чем особенность русской гитары?

− Русская гитара инструмент глубоко национальный, она аккомпанирует русской песне, а та отражает историю страны. России выпали бесконечные войны, потери близких, трудный быт, трудная женская доля.

Потом песня вышла из народной среды в город. Там композиторы приделали к ней гармонию. На первом месте − лирика, глубокая, даже трагичная, но всегда светлая. Мажорная тональность говорит о том, что человек находился над трагичной ситуацией.

Семиструнная русская гитара − это, прежде всего, глубокая лирика и задушевность. Этого слова нет больше ни в одном языке мира. Русская песня обогатила семиструнную гитару, которая отражает даже черты характера русского человека, — изобретательность, бесшабашность.

− Олег Акимов сказал, что вы самый исполняемый гитарный композитор. Имеется в виду для семиструнной гитары или вообще?

− На шестиструнной играет вся планета, а на семиструнной − только Россия. Поэтому я делаю переложение, музыку в русском стиле, с семиструнной гитары для шестиструнной. И таким образом эта музыка звучит по всему миру.

− Вы исполняете цыганскую музыку, а она совершенно своеобразная…

− Когда цыган выходит играть, петь, плясать, для него главное – кураж. Мы знакомы с цыганами, знаем их репертуар, язык, подсматриваем у них манеру подачи. В программе трио «Ясная Поляна» было больше 300 песен и романсов, мы исполняли в основном то, что звучало в доме Толстого.

Завораживает цыганская культура, она была всегда близка русскому человеку, потому что он любит крайности. Если он впадал в печаль-тоску, то неделями пил. Если гулял, так разносил все, снимал ворота. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Лесков обращались к цыганской музыке, когда хотели постигнуть какую-то суть. Например, «Невечерняя». Ее просто так не споешь, ее нужно изучать так же, как джаз.

− Вы преподавали гитару в Испании, там что, своих гитаристов мало?

− Я преподавал именно русскую музыку, они без ума от нее. Она для них как роман «Доктор Живаго», они замирают от каждого звука русской песни. На скромном с первого взгляда ресурсе открыта возможность для личного творчества. Каждая пьеса для меня − это отдельная картина, поэтому я никогда ничего не забываю.

− В фильме «Ностальгия» Тарковского героиня, итальянская аристократка, говорит русскому герою, что музыка нас объединяет. А он в ответ ей запел «Вот кто-то с горочки спустился». Для нее это песня ни о чем. А для него − судьба его семьи.

− Кровь помнит гармонию музыки до седьмого колена. Даже если человек родился и вырос в другой стране, его кровь требует, просит музыки его предков. И это научно доказано. Всякая музыка трогает человека, но русская музыка трогает сердце, помимо интеллекта. Это сдержанная мощь, это наши просторы.

…Наверное, поэтому в Калуге постоянно видишь на улицах молодых людей с гитарами!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото автора.