Одигитриевский храм: остатки прежнего величия. На нескольких уцелевших дореволюционных фото – одна из градостроительных потерь Калуги, храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, вошедший в историю как Одигитриевский.

Как и большинство других храмовых построек, он прошел путь от деревянной церкви к каменной и был разрушен за два года до начала Великой Отечественной, в 1939 году.

Но не окончательно: современный прохожий может увидеть остатки прежнего величия напротив Дома Шамиля, на улице Королева, 28. Как писал Дмитрий Малинин, первое упоминание Одигитриевского храма в источниках встречается в 1685 году. Здание описывается как построенная «на песку с четырьмя колоколами» деревянная церковь.

Бушевавший в 1742-м пожар в Калуге уничтожил многие строения, и прихожане храма успели построить его новую, каменную, версию в 1750 – 1752 годах, до нового бедствия. По описанию великого краеведа, у Одигитриевской церкви было пять глав, а в его основании лежала кубическая форма. В храме было несколько приделов − в честь иконы Премудрости Божией Софии, трех святителей − Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Особо чтились икона Одигитрии и Тихвинская икона Божией Матери, которые до нынешних времен не сохранились.

В клировых ведомостях 1834 года остались свидетельства любви прихожан к пятиглавой Одигитриевской церкви. В них указано, что за два года до этого, в 1831 — 1832-м, на народные деньги в храме перестроили трапезную и колокольню.

Историки сохранили описание устройства церкви, боковые входы в которую украшали портики на четырех дорических колоннах, а над ними располагалось по полукруглому окну. На стенах в храме висели иконы московских мастеров. Трапезную с двух сторон украшали небольшие фронтоны, а в алтаре, в котором в советское время разместили уборную коммуналки на 11 семей, ранее располагались четыре дорические колонны. Колокольня у Одигитриевского храма состояла из трех ярусов, причем если первые два имели четыре угла, то вершил их полукруглый. Незадолго до Первой мировой, в 1911 году, старый иконостас сменился новым, ампирным.

Для Калуги Одигитриевская церковь была ценна не только чудотворной Тихвинской иконой, но и тем, что последним ее настоятелем стал друг К.Э. Циолковского отец Иоанн Сперанский. В его церковь ходила вся семья, а народная молва говорила о протоиерее, что тот не только добр, но и мудр. Выдержку отца Иоанна хорошо иллюстрируют тексты его допросов, ведь советская власть, вознеся его друга-самоучку Циолковского, самого отца Иоанна возвела в сан врагов.

Настоятеля Одигитриевской церкви арестовывали дважды: в 1922-м, когда новые власти экспроприировали имущество храма, и 1937-м. На тот момент Сперанскому было 73 года, за два года до этого скончался Циолковский, и защищать священника было некому. В середине ноября настоятеля храма приговорили к расстрелу, который и был произведен 23 ноября. Место захоронения Сперанского неизвестно, его бросили в общую могилу вместе с другими расстрелянными в тот же день батюшками.

У этой истории было продолжение: в 2000 году РПЦ причислила настоятеля Одигитриевского храма к лику святых священномучеников.

В самой же церкви в тридцатые годы разместили общежитие, коммуналку на десяток семей, предварительно изуродовав «религиозное сооружение». Снесена была трехъярусная колокольня, разрушены верхние этажи. В нижнем и поселили рабочий люд. В войну, как пишут краеведы, немцы приспособили бывшую церковь под конюшню для своих лошадей. А в 1979 году было снесено еще одно здание: дом причта церкви.

До наших времен дожила только церковная ограда, которую украшает часовня-башенка. История кружит витками: в феврале 1991-го Одигитриевский храм по решению Калужского облисполкома был признан памятником архитектуры и градостроительства местного значения.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА и сайта drevo-info.ru.