Ох, уж эти бабушки!

Про общество судят по его отношению к детям и старикам. Если с первыми у нас носятся как с писаной торбой, будущее, как-никак, то ко вторым отношение похуже. Сами виноваты?

Неухоженные старики в общественном транспорте. Они раздражают. Старческим запахом, глухотой, неадекватными речами и многим другим. И, что греха таить, неухоженностью. Нет, ругать стариков особенно не ругают, но смотрят свысока. Пардон, как на бесперспективный человеческий материал.

Некоторые более молодые земляки проявляют сердобольность, жалея и отвечая на вопросы. Другие с раздражением отодвигаются подальше. Их падения в полупустом транспорте порой попадают в новости. Медлительность, с которой бабушки и дедушки выбирают место, и игнорирование поручней приводят к травмам. А что делать? Пешком с палкой, особенно зимой, по Калуге не попутешествуешь.

Еще больше раздражения вызывают ползущие по трассе деды за рулем. Стремительно несущимся по дороге водителям загородивший путь рулевой «десятки» − как кость в горле. Он же не торопится. Остается радоваться, что автомобиль – аппарат крытый, и тексты, озвучиваемые в соседских машинах, престарелый водитель просто не слышит.

А калужские старики, переходящие дорогу в любом удобном для них месте? Им, кажется, наплевать на битком набитую магистраль, экономя силы, они выбирают кратчайший путь до цели и не спеша достигают ее. Разумеется, если повезет. В противном случае новости Госавтоинспекции пополняются новым ДТП.

Их чудачества, несоответствие современным требованиям приводят к тому, что семидесятилетним калужанам найти работу невозможно. А она им так нужна. И не для того, чтобы поправить материальное положение, а чтобы вернуть себе ощущение полноценности и уверенности. Ведь, как ни странно, человеку в любом возрасте важно ощущать себя полезным. И если нет внуков или они далеко, на кого потратить знания, любовь и нежность, которые возвращаются, как в детстве, в последние годы жизни?

Чуть больше повезло ветеранам. Их ценность в глазах общества высока, оттого на каждого из немногих, доживших до наших дней, находятся волонтер и подарки к празднику. Интересы остальных не учитываются. Ни при строительстве дорог, ни при обустройстве тротуаров, ни при обслуживании в поликлиниках.

Приспособиться к цифровой реальности города им тоже непросто. Счастье, когда на помощь приходят внуки, обучая их азам компьютерно-мобильной грамотности. Самые активные пенсионеры идут на курсы в горуправу, где с удивлением обнаруживают, что не боги горшки обжигают. В глазах новоиспеченных «продвинутых» появляется забытое за финальные годы жизни чувство собственного достоинства.

Если детей с их капризами и неумелостью мы не только терпим, но ими умиляемся, то выдержки на пожилых явно не хватает. Впрочем, не в одной Калуге. В каждом населенном пункте страны есть детские площадки. С качелями, каруселями, песочницей. Для старшего поколения такой «площадкой» становится больница или собственная одинокая квартира, изредка – районные мероприятия. Такова жизнь или можно что-то сделать?

И не сказать, что это нас не трогает. Ведь, честно, пока вы читали эти рассуждения, примерили к себе обвинения в черствости? И, опять же, никто не гарантирует нам того, что до немощной старости мы сами не доживем. Еще как доживем, и на пенсию отправимся в том самом возрасте, обладатели которого так раздражают. И сонм болезней, как и нынешним дедушкам-бабушкам, скрутит пальцы, испортит походку и согнет спину. Молодые не думают о том, что за тем же фирменным стариковским упрямством кроются опыт, проверенная и испытанная временем схема жизни.

Не так давно в «Коммерсанте» появилась информация о том, что в Минтруде подумывают о введении в России системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Под ней понимаются сопровождение и реабилитация, в том числе на дому, тех россиян, которые частично или полностью потеряли способность жить без посторонней поддержки. Мало того, создание такой системы долговременного ухода к 2030 году требует национальный проект «Демография».

Однако оказалось, что, по подсчетам правительства, ежегодные траты на общероссийский проект могут составить от 500 до 700 млрд рублей, которые придется взять из бюджета. Министерство труда снизило планку расходов до 330 млрд, что существенно, но это не сделало программу более доступной. Именно цена вопроса не дает властям ее согласовать.

Есть еще один камень преткновения − кадры. Минтруд заявил, что на предоставление полного комплекса услуг российским старикам и немощным, число которых составляет 1,9 миллиона, надо привлечь до полумиллиона персонала. Почти такое же число врачей трудится в российских государственных больницах. Фактически нужно выстроить еще одну систему здравоохранения, чтобы два миллиона человек получили более высокое качество жизни.

Причины появления проекта понятны. Снижение смертности – одна из государственных задач, которые власти должны решить к 2030 году. Иначе не переломить тенденцию к спаду численности россиян, про которую недавно упоминала вице-премьер Татьяна Голикова. Второй источник исправления ситуации – стабилизация рождаемости, и тут, еще до пандемии, были заметны успехи.

На самом деле важны не большой бюджет и не миллиарды казенных средств. Уважение общества – более реальный дефицит, который ощущается у современников. О чем говорить, но чаще всего уступают место в транспорте не самым здоровым людям чуть более здоровые сверстники, а не земляки средних лет. Будь все иначе, часть проблем снялась бы сама собой. Одними только усилиями волонтеров изменить отношение к старшему поколению не удастся, ведь речь идет не о создании новой «касты» россиян со своими законами и обслуживанием, а включении их в общественную жизнь на равных условиях.

К примеру, строя новые дома, стало принято думать о парковке, район – об озеленении. Почему бы не брать во внимание возможности старшего поколения, когда принимаются законы? А сделать модным уважение к преклонному возрасту земляков сам Бог велел. Все такими будем.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, zen.yandex.kg, Яндекс.Дзен, kubnews.ru, dovera.ru.