Таможенник Верещагин для всех один

Дарование и убедительность игры Павла Луспекаева признавали не только зрители, но и все артисты.

Сегодня поговорим о «Счастливом Пашке», − так коллеги и друзья называли Павла Луспекаева. Он сыграл совсем не главную, но самую звучную роль в истории российского кинематографа. Конечно, это «Белое солнце пустыни».

В фильме «Белое солнце пустыни» (1969).

Жил такой актер на земле, который почти не снимался в кино, не получил ни одной международной награды и в тридцать лет стал инвалидом. Тем не менее, чтобы заманить его к себе, самые известные режиссеры занимали очередь.

Кто бы мог представить из односельчан, что из заводилы всех дворовых драк выйдет толк? Село Большие Салы, что под Ростовом, было так далеко от столичной цивилизации. Родители − из простого народа: отец-армянин торговал мясом, мать – донская казачка − тоже к искусству не имела отношения. Школа была совсем не выдающаяся. Что село могло предложить драчливому пацану, кроме места в ремесленном училище? С началом войны семья эвакуировалась в Киргизию, а шестнадцатилетний деятельный Пашка сбежал на фронт.

На войне как на войне. Бывалым солдатам было куда легче, чем безусым мальчишкам, даже таким, которые «военную школу» проходили во дворах, отчаянно колотя обидчиков, но беззлобно, просто ради потехи. А тут среди партизан никакого наставничества не полагалось. Потому в очередной операции неопытному бойцу Павлу Луспекаеву пришлось четыре часа пролежать в снегу. Обморозил ноги. Упросил врачей их не ампутировать. И случилось чудо – вначале их спасли. Но на этом война для него кончилась. Участь инвалида его не миновала − был комиссован и направлен командованием в труппу драматического театра Ворошиловграда.

Юный артист, не имевший даже среднего образования, был так хорош, что было решено направить его учиться в один из лучших московских вузов – в Щепкинское училище. Там он нашел друга − Евгений Весник был, как и он, юный ветеран войны. А заодно присмотрел Павел и жену Инну Кириллову, которая стала его верной подругой по всей его короткой жизни.

А болезнь уже караулила его. Когда на ногах начали появляться незаживающие язвы, ему было всего тридцать лет! Поставлен страшный диагноз: атеросклероз сосудов. Его резали по частям, по сантиметру, укорачивая сначала пальцы одной ноги, через месяц – второй. Потом дело дошло до стоп. В тридцать восемь лет он стал пенсионером.

В фильме «Тайна двух океанов» (1955, 1956).

Не ищите в интернете его фильмографию, картин с его участием – мизер. Среди самых значимых: «Мертвые души» (помещик Ноздрев), «Республика Шкид» (учитель Косталмед), «Тайна двух океанов» (Карцев, лейтенант госбезопасности). Но в основном Луспекаев – театральный актер. Весь город на Неве ходил смотреть, как он в «Варварах» на сцене БДТ целует Татьяну Доронину. А как его Нагульнов в «Поднятой целине» страдал от неверности жены Лушки, а как его Скалозуб в «Горе от ума» искренне недоумевал: неужели можно не знать знаки отличия Преображенского полка?

Павел Луспекаев (слева) в фильме «Республика ШКИД» (1966).

Там его отыскал режиссер Владимир Мотыль, отвергнув всех возможных претендентов на роль таможенника Верещагина в своей картине «Белое солнце пустыни». Мало того, что он взял калеку, передвигавшегося на протезах, он увеличил число сцен с его участием и даже дал сценарному Верещагину имя Павел. Игра артиста в этом фильме, бесспорно, есть подвиг.

В фильме «Белое солнце пустыни» (1969).

Отказ от костылей и дублеров привели в восторг создателей картины, песня про госпожу удачу, исполненная Павлом Борисовичем, стала шлягером, лента – лидером проката, хотя чудом не угодила на полку, а Верещагин − символом неподкупности таможенной службы.

Маленькая, казалось бы, роль – всего несколько эпизодов, и текст невелик. Но почти все фразы, сказанные актером, ушли в народ: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала…» или: «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам!». А самая главная: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»

И совершенно не случайно именно российские таможенники поставили актеру памятник! Не только они одни считали фильм Мотыля культовым. Для космонавтов стало традицией перед отправкой в звездную командировку просматривать «Белое солнце пустыни».

В фильме «Белое солнце пустыни» (1969).

Главным героем ленты все же нужно считать не красноармейца Федора Сухова (Анатолий Кузнецов), а именно Луспекаева. Есть сведения, что когда сцены в квартире Верещагина снимались в Махачкале, актеру приходилось ежедневно (!) пешком в жару по зыбучим пескам, опираясь на плечо жены, прохрамывать полкилометра. После съемок – снова тот же путь. Тогда он уходил к морю, опускал в воду ноги и так сидел часами, чтобы боль отпустила.

После выхода картины на экран на «списанного» артиста-пенсионера обрушился шквал предложений: Олег Ефремов звал его во МХАТ, Татьяна Лиознова – в свой сериал «Семнадцать мгновений весны» на роль Мюллера. Такие завидные перспективы! Реализовать их помешала смерть.

В фильме «Мертвые души» (1969).

Вы скажете: каким же он был счастливчиком, этот Пашка? Представить трудно, но личная жизнь актера бурлила через край. Он точно знал, что срок ему отмерен крохотный, а потому хотел жить во всю ширь и после съемок, как правило, отправлялся по злачным местам, где постоянно умудрялся ввязываться в драки и скандалы. Было дело – едва не зарезал в ресторане Олега Басилашвили за случайно брошенную им неосторожную фразу. Озадачил он и Мотыля во время съемок, подравшись вечером в пивной.

На другой день перед съемочной камерой Верещагин предстал с натуральным «боевым ранением». Но эти безобразные следы было решено оставить для большей убедительности кадра, хотя Мотылю пришлось буквально «на коленке» переписывать сценарий, чтобы сделать уместным кровоточащий рубец на лице. Так появился знаменитый эпизод: «Аристарх, договорись с таможней!», в которой один из бандитов стреляет в рубку судна и осколком стекла ранит Верещагина.

В фильме «Они спустились с гор» (1954).

Что самое главное – Павел неизменно раскаивался за свои проделки и трогательно просил прощения. Его неукротимый нрав и букет вредных привычек друзья прощали. Перед его талантом и жизнелюбием не мог устоять никто. В том числе и супруга, которую он считал святой. Но сам был далеко не свят. Уже через месяц после бракосочетания загулял со своей давней знакомой по Ростову, потом случился роман с красавицей Аллой Ларионовой, следом − с коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце пустыни» роль главной жены в гареме.

Любовь к женщинам была не единственным недостатком талантливого актера. От боли в ногах после ампутации Павлу был прописан пантопон, вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, этот ярый поклонник Бахуса и злостный курильщик испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Но здесь непременно нужно, воспевая мощный мужской характер нашего героя, вставить слово и о его многострадальной жене. Инна, умница, красавица, талантливая актриса, бросила сценическую карьеру и всю себя отдала мужу и рожденной дочери Ларисе. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина в «Белом солнце…» постоянно повторяла, что для своей работы взяла за образец отношения супругов Луспекаевых.

Павел Луспекаев и Инесса Кириллова.

Он скончался от разрыва сердца в Москве за три дня до своего 43-летия. Как мало прожито! Есть информация, что кто-то из друзей подарил Павлу красивую трость. У актера к ней было странное чувство – он относился к ней как к талисману. Кто-то ее украл, и через три дня Луспекаева не стало. В его Большом драматическом театре, которому он посвятил всю свою короткую жизнь, прощание посчитали неуместным – день смерти Луспекаева совпал со 100-летием вождя международного пролетариата. Простились с актером на «Ленфильме».

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото ok.ru, megapolisonline.ru, ВКонтакте, zen.yandex.ru, Pinterest, Яндекс.Дзен, kino-teatr.ru, sputnik-georgia.ru, Vk.com.