Мусорные залпы

В конце весны жалобы на вывоз мусора стали самыми популярными у жителей Калужской области.

Всплеск недовольства зафиксировал Центр управления регионом, одна из задач которого, собственно, и заключается в мониторинге насущных для калужан проблем. Почему в Калужской области иногда не справляются со своевременной уборкой контейнерных площадок с отходами и как будут исправлять ситуацию?

Сославшись на данные ЦУРа, губернатор области Владислав Шапша предположил: актуальность мусорной темы провоцируют дачники. В министерстве строительства и ЖКХ это мнение подтвердили, однако добавили новых «игроков», активно заполняющих контейнерные площадки без ущерба для своего кармана, то есть не оплачивая услуги Калужского регионального экологического оператора.

– Этой весной мы действительно ощутили увеличение объема мусора, очень серьезный рост. Например, за апрель вывезли на 25% больше, чем в этот же период прошлого года, когда, казалось бы, люди из-за ограничительных мер сидели дома и, как говорится, производили мусор, – рассказал в стрим-эфире медиакорпорации «Калуга Сегодня» заместитель министра строительства и ЖКХ Калужской области Руслан Маилов. – Причем увеличение объемов отходов было зафиксировано именно в северных районах, в то время как в южных всплеска не было.

То есть дачники, традиционно выбирающие в большей степени именно подмосковные территории нашего региона, внесли свою немалую лепту в заполнение калужских контейнеров. Однако в северных районах области, хоть в том же Боровском, и количество бизнеса выше, чем, к примеру, в Спас-Деменском, что тоже, по словам Руслана Маилова, влияет на мусорно-жалобную тему.

– Но больше всего обращений фиксируется все же именно после выходных. При этом силы КРЭО не рассчитаны на такие залповые сбросы отходов, так как в годовых контрактах на вывоз и утилизацию ТКО учитывается общий объем мусора, который предстоит убирать. Он распределяется на двенадцать месяцев, выстраивается определенная логистика, – пояснил Руслан Маилов существующую схему. – Но понимая, что летом объемы отходов увеличиваются из-за прироста населения, КРЭО на это время привлекает дополнительную технику и силы, увеличивает мощности. Сейчас мы вместе перестроили график вывоза ТКО, были введены резервы, и уже можно отметить, что количество жалоб от жителей на несвоевременную уборку мусора сократилось на 40 — 50%.

Но до полного решения проблемы еще очень далеко, тем более что в дачный сезон активно заполняют баки и различные СНТ, у которых не всегда есть собственные площадки для сбора мусора, и потому несут-везут его на муниципальные. В итоге, не имея договора с КРЭО на вывоз ТКО, участники таких СНТ освобождаются от хлама за счет жителей ближайшего населенного пункта, которые добросовестно платят по тарифу КРЭО. Сам региональный оператор работает больше, а получает меньше.

– Но деятельность по выявлению таких недобросовестных товариществ ведется совместно с нашими коллегами из министерства природных ресурсов, – говорит Руслан Маилов. – СНТ настоятельно предлагаем оформить отношения с КРЭО по всем правилам. Если этого не происходит, есть судебные инстанции. Но пока удавалось договариваться без судебных исков.

По-хорошему решаются спорные моменты и со сбором отходов, которые «поставляют» небольшие магазины, расположенные в жилых домах. Правда, не так быстро, как хотелось бы. Как правило, мелкие торговые точки складируют свой мусор по-тихому, хотя как юридические лица обязаны иметь договор с КРЭО. Но пока к владельцу магазинчика не приходят с требованием оформить отношения по закону, сам он не спешит объявляться, заключать соглашение и оплачивать услуги по сбору ТКО. Покрывать издержки регоператору приходится из общего котла.

– К примеру, Тарусский район. За апрель в муниципалитете было вывезено почти полторы тонны отходов, на работу с ними было затрачено около 6 млн рублей, а сумма сборов – чуть больше 2 млн. Доплачивает недостающее общий бюджет КРЭО, который формируется при оплате по тарифам всеми жителями и предприятиями Калужской области, – объясняет экономику замещения замминистра. – С крупными торговыми сетями таких проблем нет, а с малым бизнесом мы продолжим работу, которую вынужденно приостановили в ковидный год.

Сейчас вместе с муниципалитетами ведем сверку зарегистрированных у них предприятий с перечнем тех, кто заключил договоры с КРЭО. Практика показывает, что главное – выявить, а потом они сразу оформляют договоры.

Понятно, что вся эта работа происходит за пределами мусорных площадок и, по сути, мало волнует калужан, которые периодически лицезрят под своими окнами баки с вываливающимися пакетами. В профильном ведомстве проблему, время от времени возникающую в разных населенных пунктах области, не отрицают и даже советуют жителям сообщать о долго не убираемом хламе. Это позволит выстроить график визитов мусоровозов или скорректировать имеющийся.

По словам Руслана Маилова, эффективнее действовать через ЦУР:

– Это самый оптимальный канал для быстроты реагирования. Да, можно обращаться и в муниципальное образование, и к нам в министерство, и непосредственно в КРЭО, но через Центр управления регионом будет быстрее. В случае необходимости мы пересмотрим графики движения.

Полную версию беседы с Русланом Маиловым можно посмотреть на YouTube на канале «Знамя».

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и со страницы ЦУР Калужской области в соцсети «ВКонтакте», cstor.nn2.ru.