Путешествие передвижников

Мир борьбы и исканий художников-бунтарей.

Лучший способ почтить память героев – продолжить их дело. В России стартовал нацпроект к 150-летию первой выставки товарищества передвижников. В его рамках проходят «обменные гастроли» полотен между Тульским и Калужским областными художественными музеями.

Они предоставили друг другу по десять картин. Калужане увидели работы Владимира Маковского, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Ивана Крамского и других мастеров. А в зал передвижников Тульского музея «переехали» полотна Алексея Саврасова, Виктора Васнецова, Николая Ярошенко, в том числе визитная карточка Калуги – «Курсистка». В Калужском крае располагалось имение жены брата художника, Степановское, где было немало его полотен, поэтому нашему музею повезло с работами мастера.

Чем так дороги нам передвижники? Наличием совести, реализмом и истинной народностью. Они находились под воздействием взглядов Белинского и Чернышевского, многие их работы – словно иллюстрации к стихам Некрасова, романам Достоевского и Толстого.

Началось триумфальное шествие передвижников с бунта. В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии художеств отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль. Темой мэтры избрали… «Пир в Валгалле».

И это в год, когда произошло больше двух тысяч крестьянских бунтов, жестоко подавлено польское восстание, резко стеснен доступ в университеты вольнослушателям, закрыт за либеральные статьи журнал братьев Достоевских «Время», Писарев сидел в Петропавловской крепости…

Так появилось «Товарищество передвижных художественных выставок». Об актуальности их начинания, толпах зрителей говорит уже общий доход – 4 400 рублей за два месяца.

Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом. Годовой же доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5 000 рублей, и все деньги шли… в казну Министерства Императорского двора.

«Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще», – писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.
Не только художественный и финансовый подход были новы, «новые люди», «соль соли земли», стали персонажами полотен. Туляки увидели «Курсистку» Николая Ярошенко, впервые представленную на XI Передвижной выставке в 1883 году. Тогда она вызвала и восхищение, и бурю злобной критики, в обществе поднялась полемика о роли женщины.

«Курсистка» – первое изображение учащейся женщины в русской живописи. Она коротко острижена, денег на пальто нет – клетчатый плед защищает ее от холода и дождя, мужская блуза подпоясана кожаным кушаком. На голове не кокетливая шляпка, а круглая шапочка без полей унисекс.

Охранители «православия, самодержавия, народности» ужасались ее облику, тому, что она учится, идет по вечерней улице без сопровождения. В 1881 году комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодежью потребовала закрытия Высших женских курсов, через год были ликвидированы Высшие женские медицинские курсы.

Революционерка Вера Фигнер, находясь в тюрьме, на четырнадцатом году заключения писала, что в героине «воплощается вся наша молодежь со всем, что в ней есть свежего, чистого и искреннего». «Курсистку» считали собирательным портретом женщины-народовольца.

Калужане встретят на выставке «Валаам» Архипа Куинджи, «Богомолку» Константина Савицкого, жанр и портреты Владимира Маковского. Его «Кумушки» у окна косточки соседям перемывают. Здесь же портрет акварелиста Алексея Стрелковского, который не был членом товарищества, но сострадательно писал быт крестьян, а не только парадные изображения бар.

До 18 мая вы сможете насладиться картинами и узнать много нового. Просветительская программа приглашает вас на экскурсии, интерактивные занятия, лекции. И специалисту, и новичку, и взрослому, и ребенку будет интересно окунуться в мир борьбы и исканий передвижников.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.