Этот синий взгляд на мир

Апрель — всемирный месяц информирования об аутизме.

В апреле в России стартовал Всемирный месяц информирования об аутизме, к которому присоединилась и Калужская область.

К примеру, 2 апреля в областном центре прошла акция «Гораздо молча», целью которой было информирование населения о том, что людям с аутизмом комфортнее в тихой и спокойной от сенсорных раздражителей среде. Чтобы стать ее участником, калужанам было достаточно на сутки приглушить звук работающих телевизоров и аудиотехники, сделать свет чуть приглушеннее.

В регионе не первый год помогает особенным детям фонд «Волонтеры детям», эксперты которого мечтают о появлении в области ресурсного центра по сопровождению детей с РАС – расстройствами аутического спектра. Но пока это дело будущего, а мы обратились к специалистам Калужского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики. Они дали несколько советов взрослым, которым по той или иной причине пришлось столкнуться с этими удивительными детьми.

Аутизм – одно из детских расстройств, которые не проходят с возрастом. Ученые объясняют его врожденными нарушениями восприятия, в том числе социальными, что мешает этим детям нормально общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Для тех, кто никогда не сталкивался с людьми с РАС раньше, поясним: по международной классификации болезней это не заболевание, а расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Обладая как минимум нормальным интеллектом, зачастую ребенок с РАС не способен понять, что стоит за словами и поступками окружающих. Несмотря на отличную механическую память, применить свои знания ему трудно. Эти дети способны надолго запомнить сложную цитату или последовательность цифр, но огорчиться, увидев зубную щетку не того цвета.

Признаки аутического расстройства врачи описывают терминами «отчужденность», «отсутствие эмоциональной откликаемости», «стереотипия поведения», «своеобразие социального реагирования». За ними стоят годы трудной работы родителей и специалистов, приучающих малышей к самостоятельности.

Известно, что признаки РАС становятся заметны уже к трехлетию малыша. Чаще всего родители отмечают необычную речь ребенка, а также его нежелание смотреть в глаза, отсутствие ответной улыбки, холодность к объятиям и поцелуям близких. Малыш-аутист погружен в свой мир и не показывает эмоции при контакте с людьми.

И у родителей, отмечают эксперты, часто опускаются руки. Их можно понять – трудно вкладывать много сил, не получая, казалось бы, никакого ответа. Чтобы избавить себя, и особенного малыша, от лишних трудностей, врачи рекомендуют исполнять несколько правил.

В первую очередь за детьми с РАС надо наблюдать. Замечая каждый жест, звук и действие ребенка и облекая все увиденное в слова, взрослые помогают ему понять, что эти фразы связаны с поступками, что ими можно выразить мысли и чувства, что так можно общаться.

Правило второе: режим дня. Он дает ребенку ощущение безопасности, ведь аутисты – консерваторы. Ритуальность каждого действия успокаивает их, а даже незначительные изменения в режиме, обстановке могут спровоцировать самоагрессию и усиление тревоги. Родителям можно придумать семейные ритуалы, изучив которые, ребенок будет знать, как себя вести в подобной ситуации. Стереотипы – их опора. И неважно, отход ли это ко сну, пересечение дороги, умывание или игры – нужно раз и навсегда установить строгий порядок.

Часто родители говорят о том, что малыш с РАС многократно требует читать одну и ту же книгу. Это не просто прихоть. Эксперты поясняют, что так он учится понимать себя и окружающих, и, опять же, снижается внутренняя тревога.

Нередко родители проявляют к ним излишнюю доброту, позволяя ребенку все, чего он хочет. Или, напротив, слишком много требуя, злясь и наказывая за невыполненные задания. Врачи поясняют, что аутизм – не ветрянка и не грипп, и успех медикаментозного лечения особенных детей зависит от терпения родных и близких.
Воспитание должно быть разумным и последовательным. Только так можно раскрыть весь огромный потенциал такого ребенка и воспитать его максимально приспособленным к самостоятельной жизни. Как признаются сами, уже взрослые, аутисты, самое их большое желание – быть нужными. Ведь думать иначе – не значит неправильно.

Светлана КОЗЛОВА.

Фото из социальных сетей, cosmopolitan.ru, Gazetadaily.ru, Lovensa.ru, Verywellhealth.com.