Антидепрессивные песни

Концерт барда Тимура Шаова – «смех сквозь струны».

Многие калужские поклонники Тимура Шаова опечалились – «ажурная» карантинная рассадка в Доме музыки не позволила всем желающим отвести душу на концерте барда. Счастливчики смеялись весь концерт «Смех сквозь струны»!

Название программы – парафраз строк из «Мертвых душ» Гоголя. Там автору пришлось «озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Обзор современности Шаову удался.

Под аккомпанемент «золотой мандолины России» Михаила Маховича и гитары Николая Григорьева врач, поэт и композитор, лауреат премии «Золотой теленок» «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» лечил, острым ланцетом сатиры вскрывая социальные язвы.

Интеллигент в третьем поколении пел «про друзей, и честь, и верность – ну, про все это отстойное старье». Среди давно любимых поклонниками сочинений он исполнил новые, карантинные песни.
Поэт знает жизнь не по наблюдениям из московского окна. После окончания Ставропольского медицинского института Тимура Шаова направили по распределению на родину, в Карачаево-Черкесию, в станицу Зеленчукскую. Врач работал в провинции двенадцать лет.

Гость, как всегда, беседовал с залом. За невинную, казалось бы, песню «Чисто конкретно», высмеивающую бандитов, автора отлучили от Первого телеканала. Если подумать, то неудивительно, ведь там их принято уважительно называть эвфемизмом «криминальные авторитеты». Кто-то из класса «ботающих по фене» обиделся. А теперь опять приглашают, в программы Галкина, например, назвавшего автора «знаковой фигурой».

Сочинение 1997 года «О кризисе древнегреческой государственности» прозвучало под сплошной хохот, автор отметил, что «теперь его опять можно исполнять».

Если Зевс кого прищучит иль с работы снимет, строгий,
Знают – это понарошку, полно молнии метать!
Без работы не оставит, мы ж свои, мы ж, братцы, боги,
Мы по статусу бессмертны, не горшки ж нам обжигать!

Песня «Перспективы» обещает, что все наладится в лучшем мире, по Писанию:

А россиян в раю – как летом в Турции.
Когда-то ж положен отдых нам по Конституции.

Некогда банальный, а теперь ставший редким уровень эрудиции, начитанность кодовыми книгами поколения сформировали лексикон автора. Его музыкальные приемы также изысканны – непростая фразировка, сложные смены ритма, мелодизм делают песни завершенными. Это, конечно, произведения совсем не уровня КСП.

Гость напомнил, что интеллигентность – не только и не столько рафинированный словарь и носовой платок в кармане. По определению философа Лосева, «интеллигент тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение».

У Тимура Шаова развит этот спасительный для выживания социума инстинкт. Сатира чистит авгиевы конюшни мещанского сознания.

Фантаст Борис Стругацкий сравнивал его творчество с песнями Галича и Юлия Кима, а сам Ким – с песнями Высоцкого и Галича. Поэт Борис Слуцкий писал о Тимуре Шаове «с почтением и надеждой». «Его слуховая наблюдательность делает тексты доступными и неожиданными для аудитории любого уровня».

Бытует мнение, что Шаов – это Борис Щербаков для неглубоких людей. Но у этих авторов совершенно разные инструменты анализа реальности: Щербаков – философ-экзистенциалист, а Шаов – социальный психолог. В фойе продавались флешки, диски, книги, и, несмотря на доступность песен в Сети, калужане их приобретали. Ведь юмор – спасательный круг!

Маргарита РАЗУМИХИНА. Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.