От питомника до питания

«Зеленая продукция» из Малоярославецкого района идет на экспорт почти в три десятка стран.

Во всем мире сейчас в тренде товары с зеленой этикеткой, то есть произведенные без использования химии. И два предприятия в Малоярославецком районе, что называется, «оседлали» зеленую волну, экспортируя за рубеж свою экологически чистую продукцию.

Причем одно из них – компания «АгроСад» – производит в буквальном смысле зеленый товар. В питомнике «Монблан», расположенном на территории некогда гремевшего на весь СССР племзавода им. Цветкова, выращивают туи и можжевельник.

Заложенный лишь в 2016 году, сегодня питомник занимает уже 126 гектаров, ежегодно продавая до 400 000 саженцев трех десятков сортов. Многие из них – в контейнерах, что позволяет отгружать товар крупным оптом и отправлять растения на новое место жительства за сотни километров от Калужской области.

– Наша продукция интересна, прежде всего, ландшафтным архитекторам и крупным садовым центрам. Заключаем контракты со многими организациями из России, включая и Калужскую область. К примеру, именно наши сосны украшали Калугу в дни, когда она была новогодней столицей страны, – рассказывает директор компании «АгроСад» Артем Давиденко.

Питомник является крупнейшим в России по выращиванию различных сортов туи и хвойных растений. Но спрос еще больше вырос после того, как из-за пандемии были закрыты границы с Голландией, Германией и Польшей. Именно эти страны уже много лет считаются главными мировыми «огородами». Но туи и можжевельник, выращенные под Малоярославцем, абсолютно не уступают в качестве саженцам из европейских стран.

Это прекрасно поняли озеленители из Казахстана. Заодно учтя, что погодные условия в Калужской области схожи с казахским климатом, да и ближе везти, а значит – выгоднее. Правда, эта страна пока единственная в списке зарубежных покупателей питомника «Монблан». Но в планах – расширять географию сотрудничества, ассортимент продукции и посадочные площади.

– В следующем году мы намерены построить на своих площадях теплицы для хвойных, – делится Артем Давиденко. – Это позволит нам освоить новую нишу на рынке саженцев, а также уйти от сезонности работ.

Зимой, когда туи и можжевельник «спят» под снегом, рабочих рук требуется мало. Чтобы сохранить основной костяк персонала, часть людей заняли на производстве упаковочного материала. Теплицы же требуют круглогодичной работы, что позволит обеспечить занятостью больше местного населения.

– В сезон рабочих рук не хватает, мы даже привлекаем старшеклассников из кудиновской школы. И ребята могут заработать, и нам подмога, – отмечает директор «АгроСада». – Не весь труд в нашем деле можно механизировать, хотя компания благодаря поддержке в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» получила субсидии на закупку техники и старается максимально задействовать машины на всех циклах, уйти от ручного труда.

В отличие от «АгроСада» у компании «Партнер-М» экспорт занимает солидную часть в продаже товаров, а перечень государств, где продукция из Малоярославца пользуется спросом, не может не впечатлять. Это страны Балтии и СНГ, Польша, Бельгия, Корея, Вьетнам, Бразилия, Япония, Мексика – всего 24.

– По итогам прошлого года, из всех сделок на экспорт пришлось 20%, – говорит руководитель отдела продаж компании «Партнер-М» Сергей Мещеряков. – Мы выпускаем 150 наименований продукции, специализируясь на глубокой переработке растительного сырья, производстве растительных белков, крахмалосодержащих продуктов и пищевых волокон. Такая продукция используется в мясной, молочной, рыбной, кондитерской и других отраслях промышленности. При этом в технологии производства не используются химические реагенты, у нас абсолютно зеленая этикетка.

Особую нишу в ассортименте товаров компании занимает веганское направление, такая продукция сейчас пользуется особым спросом во всем мире. Как уверяет Сергей Мещеряков, дальше потребности в продуктах на основе растительного белка будут только расти. Уже сейчас компания Greenwise, которая работает на мощностях предприятия «Партнер-М», – лидер по выпуску растительного мяса в РФ.

– Мы представлены во всех крупных российских федеральных торговых сетях, продукция реализуется в 2 000 магазинов, сотне городов страны, от Москвы до Владивостока, – говорит ведущий специалист по маркетингу Юлия Марсель. – Да и большие ресторанные холдинги вводят в свои меню веганские блюда, которые можно готовить на основе нашей продукции.

Обе компании из Малоярославца относятся к субъектам малого и среднего бизнеса. Именно на небольшие предприятия сейчас приходится львиная доля всех экспортных поставок из Калужской области, которые представлены в самых разных отраслях – от металлоконструкций до изготовления деревянных игрушек.
Осваивать международный рынок калужским производителям помогают Агентство развития бизнеса и входящий в его состав центр поддержки экспорта. Здесь уверены: потенциал региона в освоении международного рынка еще не исчерпан. Было бы желание реализовывать свою продукцию за рубежом, а в АРБ всегда помогут.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.