Обыкновенная трагедия

Спиртное как катализатор уголовной статистики.

Калужанин в пьяном угаре убил отца, но это преступление не отнесешь к редко случающимся.

Что именно произошло в конце августа прошлого года в деревне Парсуково в Тарусском районе, точно никто уже не сможет рассказать. Свидетелей не было, а из двух участников происшествия один погиб, другой, что называется, приложил к этому руки. Он был настолько пьян, что вообще не помнит, как убивал. Убивал своего отца.

Начиналось все обыденно: родственники решили скоротать последний летний вечер за спиртным, однако что-то не поделили. И разгоряченный конфликтом и алкоголем сын буквально забил отца до смерти.

– Следствие потом установит, что осужденный нанес потерпевшему не меньше 65 ударов в область головы, туловища, шеи и не менее одного неустановленным режущим предметом — в предплечье. От полученных травм 58-летний мужчина скончался на месте происшествия, – рассказала помощник прокурора Тарусского района Наталья Голодова.

Отец и сын жили без женского пригляда, нередко пили вместе. Соседям старший иногда жаловался, что 35-летний сын его побивает, упрекает, что, дескать, живет за его счет, грозится выгнать из дома. Возможно, очередное выяснение того, кто кому и что должен, и привело к трагедии.

Следователям отцеубийца будет говорить, что вообще не помнит, что случилось, – настолько был пьян. Когда протрезвел, мол, обнаружил тело родителя, побежал к брату рассказать об этом. А кровь убитого на одежде объяснял тем, что заносил тело в дом со двора. Однако экспертиза докажет, что кровавые следы попали на рубашку и брюки отнюдь не из-за соприкосновения с ранами. Так брызжет кровь при нанесении ударов.

– И на суде мужчина не осознает вину в убийстве собственного отца, – продолжает Наталья Голодова. – Он лишь скажет: «Допускаю, что это мог быть я. Просто не помню. Вообще не помню».

Но пьяная амнезия вину, скорее, усугубила. Месяц назад Жуковский районный суд приговорил 35-летнего жителя Калужской области к 12 годам колонии строгого режима.

Все эти подробности выяснились после звонка в прокуратуру региона. Правда, там поначалу попросили уточнить, какое именно отцеубийство заинтересовало журналистов. «Подобных преступлений, к сожалению, много», – пояснили в ведомстве.

И действительно, спиртное как катализатор уголовной статистики сейчас проявляется часто. Достаточно регулярно отслеживать криминальные сводки, в которых абсолютное большинство бытовых конфликтов и поножовщины происходит именно из-за злоупотребления алкоголем. Сюда же можно добавить часть дорожно-транспортных происшествий и угонов машин. «Серьезные» преступления (убийства, разбои, грабежи, изнасилования) также нередко происходят под парами спиртного.

По официальной статистике Генеральной прокуратуры РФ, в 2019 году 34% преступлений в стране произошли под воздействием алкоголя. За прошлый год этот показатель немного снизился и составил 30,8% от общего числа всех правонарушений. Но все же это немало – треть.

Непосредственно в Калужской области ситуация с нетрезвыми преступлениями лучше общероссийской. В отличие от Чукотки, Тывы и Забайкалья по итогам прошлого года мы не вошли в число «пьяных регионов», где под воздействием алкоголя совершено больше всего преступлений. Однако и калужанам есть над чем задуматься.

Все по тем же данным Генпрокуратуры, опубликованным на портале правовой статистики, в 2020 году в Калужской области было зарегистрировано в общей сложности 17 209 преступлений разной направленности. Из них 2 181 (это почти 13%) совершили именно пьяные. И хотя львиная доля «нетрезвых правонарушений» отнесена юристами к категории преступлений небольшой тяжести (к примеру, побои или мелкие кражи), однако тяжких и особо тяжких тоже немало – 428.

Число преступных деяний, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, учитывается и экспертами федерального проекта «Трезвая Россия». Они уже несколько лет подряд составляют одноименный рейтинг регионов. А Калужская область в нем с каждым годом теряет позиции. Так, в 2017-м мы находились на 37-м месте среди всех субъектов страны, через год были уже на 44-й позиции. В 2019-м оказались на 48-м месте, а по итогам 2020- го разместились еще на строку ниже.

Как в свое время выяснила газета «Знамя», главным критерием, влияющим на проседание Калужской области в национальном рейтинге «Трезвая Россия», является продажа алкогольной продукции в литрах чистого спирта на душу населения. Иными словами, калужане пьют много и с каждым годом – все больше. Некоторые, перебрав с зеленым змием, попадают затем в криминальные сводки. И по наметившейся тенденции похоже, что пьяных преступлений у нас будет немало и впредь.

На фоне всех этих сухих цифр статистики мокрое дело в Тарусском районе, когда напившийся до беспамятства мужчина убивает собственного отца, уже не воспринимается чем-то из ряда вон выходящим. Случившаяся трагедия становится обыкновенной. Отчего и особенно страшно.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Vmo24.ru, Rusnovosty.ru, Assiette.ru.