Ошибки в камне

Некоторые мемориальные доски и памятники в Калужской области годами демонстрируют безграмотность в пунктуации.

Начиная серию публикаций о мемориальных досках под рубрикой «Мимоходом», нам хотелось привлечь внимание калужан и властей к их состоянию, напомнить жителям региона о тех, кто увековечен на памятных табличках. Ведь, спеша по делам, мы, действительно, порой лишь скользим взглядом по надписям, не вчитываемся, не вдумываемся. А иногда и не видим откровенных ошибок, которые, оказывается, годами существуют в словах и предложениях на памятных табличках. А это, согласитесь, не делает чести ни городу, ни его жителям.

Пожалуй, первыми, кто публично указал на ошибки в мемориальных досках, были представители Калужского регионального штаба ОНФ. Подготовленную ими информацию растиражировали тогда многие СМИ. Речь в ней шла, в частности, о доске на доме № 118 по улице Суворова в Калуге, появившейся в областном центре много лет назад в память о калужанах, погибших от рук гитлеровцев. «На этом месте немецко-фашистски оккупанты расстреляли 20 граждан Калуги пламенных патриотов Родины» – так было написано на барельефе. То есть отсутствовала буква «е» в окончании одного из слов.
Ответственные за содержание и состояние мемориальных досок призыв активистов ОНФ тогда услышали. Букву дописали, и сейчас орфографических ошибок в тексте нет.

Чего не скажешь о пунктуационных. Ведь по правилам русского языка причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми. Следовательно, перед словами «пламенных патриотов» необходим этот знак препинания. Но, похоже, раз калужские представители Общероссийского народного фронта про запятую властям ничего не сказали, она так и не появилась в надписи. И вот уже четыре года после обнародования ошибки мемориальная доска так и продолжает демонстрировать чью-то пунктуационную безграмотность. Не выделены причастные обороты и в надписях на постаментах под пушками на улице Московской. Ни в той, где говорится о русской армии, воевавшей в 1812 году, ни в той, что посвящена советским войскам.

Хотя про отсутствие запятых в текстах на обоих постаментах говорилось все в том же призыве от ОНФ исправить недочеты, в котором шла речь и про ошибку в надписи на фасаде дома по улице Суворова. С 2017 года много воды утекло, а ошибки продолжают красоваться. Но особенно стыдно от того, что замечают их школьники и гости города. Те же пушки стоят совсем рядом с гимназией, а памятная надпись на улице Суворова – в двух шагах от Театральной площади, главной культурной точки областного центра. И получается, что спешащие «грызть гранит науки» ученики разных классов ежедневно по дороге в гимназию видят откровенное пренебрежение правилами русского языка, которым их обучают в школе. Причем запечатленное в камне. Приезжие же, знакомящиеся с достопримечательностями Калуги, увозят из нашего города не лучшие впечатления о культуре калужан, которые, как им, возможно, представляется, не удосужились правильно написать о своих земляках, погибших в годы Великой Отечественной.

Впрочем, ощущаются пробелы в знаниях русской пунктуации у тех, кто согласовывает установку мемориальных досок и памятников, не только в Калуге. К примеру, в Малоярославце в сквере 1812 года можно увидеть гранитную плиту в честь героев Отечественной войны. Фраза на ней буквально следующая: «Мужественным гренадерам сражавшимся за Малоярославец 12/24 октября 1812 года». То есть опять без запятой в нужном месте. Аналогичная ошибка присутствует и на обелиске в Тарусе. «Вечная слава тарусянам павшим в боях за Родину 1941 – 1945 годы», – написано на памятнике, установленном на берегу Оки.

Возможно, найдутся пунктуационные и орфографические ляпы в надписях где-то еще. Но ведь главное не в том, чтобы в принципе не допускать ошибок. Главное – их признавать и исправлять. А что мешало и мешает поставить запятые, вообще непонятно. Больших материальных затрат на это явно не требуется, зато стыдно уже не будет. Ни перед гостями, ни перед собой, ни перед памятью тех, о ком написано. Правда, к сожалению, все еще пока с ошибками.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.