Тише едешь – никому не должен

Современная Калуга «умнеет» день ото дня. Цифровые остановки, куар-коды на стенах памятников, 4g для гаджетов да много что еще. Частью неумолимого процесса, вне всякого сомнения, становятся камеры фотовидеофиксации. Иногда они бывают в кустах, порой непонятно, работают они или нет, не всегда оснащены предупреждающими знаками о том, что рядом находится камера.

Об этом и многом другом – в интервью начальника ГКУ КО «Центр безопасности дорожного движения» Александра ДОРОШЕНКО.

– Александр Васильевич, сколько камер в Калуге? 33?

– Наше учреждение областного подчинения, его учредителем является министерство дорожного хозяйства Калужской области, поэтому мы привыкли оперировать данными областного уровня. В Калужском регионе работают 75 стационарных комплексов фотовидеофиксации, у которых владельцами 68 являемся мы, а семь принадлежат управлению дороги Москва – Бобруйск. Но все равно информация с них поступает к нам в ЦБДД.

Только в прошлом году мы поставили в регионе 12 стационарных комплексов в рамках национального проекта «Безопасные дороги», три – в областном центре, четыре – в Обнинске, остальные на дорогах. В Калуге – да, 33 стационарные камеры. В этом году планируем установить еще пять, всего по области – 10. Цена установки – порядка трех миллионов рублей.

– Почему они такие разные по виду, формату?

– Рынок приборов насыщенный, а мы в соответствии с законом РФ проводим через торги монтаж, закупку, установку и прочее. Сама камера может быть любой, программы едины. Но сами комплексы отличаются по функционалу: одни отвечают за фиксацию нарушений скоростного режима, другие – правил проезда перекрестка, третьи – непредоставление преимущества пешеходам.

В Калужской области камеры пока не фиксируют, пристегнут ли человек или нет.

– О перекрестках: если я начал маневр на зеленый свет, но внезапно образовался затор, и движение я могу продолжить только на красный, придет ли мне штраф?

– Нет. Для фиксации важно, что вы начали маневр на разрешающий сигнал светофора. Это касается и линии разметки либо сигнала «Стоп». Можете завершать маневр спокойно, камера уже не реагирует.

– В городе есть странный перекресток – Карла Либкнехта – Ленина, где аварийная ситуация происходит каждую минуту. Когда водитель поворачивает в направлении от вокзала направо, ему уже горит красный, а встречному потоку – зеленый. Водитель сзади, который собирается повернуть, просто не понимает, почему навстречу ему едут машины. Штраф ему придет?

– Я понял, происходит так называемая отсечка. Дело в том, что комплекс синхронизирован со светофорным объектом. Так что тут такие же правила, о которых я уже говорил: если вы пересекли линию на зеленый свет, никаких штрафов вам не будет.

Выявляя нарушения, мы ни в коем случае не должны ущемлять права участников дорожного движения. И нужна доказательная база: если в случае со скоростным режимом все понятно – достаточно одной фотографии, показаний скорости, то с перекрестками все сложнее.

Приходят фотографии (обзорная, самой машины), а также пишется 15-секундный ролик, и при возникновении спорных случаев в 99,9% все вопросы отпадают. Объясню: данные о нарушениях с камер поступают в базу, в ЦБДД проводится их первичная обработка, после чего информация поступает в ЦАФАП – Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений, подразделение, которое подчиняется управлению ГИБДД по Калужской области. Его сотрудники выносят постановление.

За системой фотовидеофиксации будущее, 21-й век на дворе. Цель одна – обеспечение безопасности дорожного движения.

– Помимо стационарных камер, на трассе есть «жирафы», которые крепятся к автомобилям Госавтоинспекции, «газелям», и предупреждающих знаков о них нет. К примеру, я еду по абсолютно пустому населенному пункту – справа и слева только поле – со скоростью 120 км/ час, хотя разрешено 60. «Жираф» меня фиксирует, приходит «письмо счастья» – какая же тут безопасность?

– У нас есть три комплекса, которые мы запустили в сентябре, они устанавливаются на «Фольксваген-Поло» на заднее стекло автомобиля и работают на региональных дорогах, а «жирафы» – у нас их три, установлены на «Газель» и автомобили «Форд», – работают по проверке скоростного режима на федеральных трассах.

До недавнего времени законодательно предупреждающие знаки предусматривались только для стационарных комплексов. А передвижные или мобильные комплексы, «стрелки», они были необязательны. Но с 1 марта знак 6.22 «Фотовидеофиксация» обязателен для всех. Переходный период продлится до 1 сентября 2021 года. Знак будет устанавливаться за 150 — 300 метров до места установки камеры.

Мы свои машины ни от кого не прячем. У нас есть страница в соцсети «ВКонтакте» – ГКУ КО ЦБДД, – на которой ежедневно мы выкладываем места работы наших мобильных камер.

– Насколько они снижают аварийность?

– За 2020 год в местах установки и работы комплексов аварийность снизилась на 26,5% по сравнению с 2019-м. Это очень много. Кроме того, от общего числа постановлений 86% выносятся при помощи средств фотовидеофиксации. Львиная доля.

Никто не нацелен на сбор средств, никто не прячется по кустам, мы – государственное учреждение и работаем на обеспечение безопасности.

– По каким критериям отбирается место для установки камеры?

– У любой дороги есть хозяин – городская управа, ГКУ «Калугадорзаказчик» или управление «Москва – Бобруйск». В прошлом году был разработан регламент для установки комплексов. Согласно ему владелец автодороги дает свои рекомендации по местам установки комплексов и видов нарушений, которые, как он хотел бы, ими выявлялись. Места должны быть согласованы с органами ГИБДД на региональном уровне.

Владельцы дороги ведут учет аварийности, отвечают за состояние аварийности на трассе, ГИБДД согласовывает, таким образом определяется работа как стационарных, так и аварийных комплексов. Так разрабатывается документ, дисклокация, которая сейчас делается на месяц для мобильных и передвижных комплексов. В рамках точек дисклокации ежедневно проводится расстановка. Она же публикуется на странице центра в ВК.

Помимо этого, в рамках надзорных функций какие-то места могут предлагать органы ГИБДД, которые также ведут статистику и делают анализ аварийности трасс. Наше учреждение – технические исполнители воли этих сторон. К примеру, сейчас мы работаем над расширением функций уже существующих камер. Так, те из них, которые ранее фиксировали только превышение скоростного режима, вполне могут регистрировать выезд на встречную полосу. Из-за этого происходит очень много ДТП. Настроить камеру – дело пустяковое, но нужна доказательная база. То есть в этом месте необходимы нормальная разметка и прочее, чтобы потом мы могли доказать факт нарушения ПДД.

Игорь КОРНИЛОВ.

Фото со страницы А. Дорошенко в соцсети «ВКонтакте».