Дотянуться до звёзд

Есть ли в Калуге пятизвездочные УК, выяснила Наталья Тимашова.

Ни одна управляющая компания в Калужской области не получила от жилинспекции максимальные баллы за работу.

Государственная жилищная инспекция Калужской области опубликовала обновленный рейтинг управляющих компаний региона, который составляется с 2019-го каждые полгода. Нынешний – четвертый по счету – охватывает результаты деятельности УК за предыдущий год. Но, увы, похвастаться максимальными баллами за свою работу до сих пор не может ни одна из калужских управляющих организаций.

Их на сегодняшний день – 176, обслуживающих разный по площади жилищный фонд. Крупные, за которыми в управлении числится свыше 250 000 квадратных метров, средние и небольшие, занимающиеся обслуживанием домов общей площадью до 100 000 кв. метров жилья. Меньше всего нареканий от жителей и, соответственно, жилинспекции к маленьким УК.

– В Калуге, к примеру, это управляющие организации, у которых на балансе – два — три дома, заселенных относительно недавно. Большинство таких компаний в нашем рейтинге имеют четыре звезды из пяти возможных, – поясняет заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Калужской области Лариса Кожемякина. – Среди «плохишей», наоборот, – самые крупные управляющие организации, то же МБУ «СЖО». Но у этой УК и самый ветхий жилфонд в области, что, конечно же, влияет и на количество жалоб от населения.

Звезды как зрительная итоговая оценка работе «управляшек» впервые появились в рейтинге ГЖИ за первое полугодие 2020- го. Чем их больше – тем надежнее УК. Отсутствие звезд – как отсутствие доверия и серьезный повод собственникам квартир задуматься над сменой организации.

В рейтинге за 2020 год оказалось примерно одинаковое количество и тех, и других: около 20% калужских УК получили четыре звезды, и столько же не имеют на своем счету ни одной. Но на пять звезд не наработал никто, так как у ГЖИ есть вопросы ко всем УК. Просто кто-то реагирует на замечания жителей оперативнее, кто-то быстрее выполняет предписания инспекции, но жалобы есть на каждую.

– Если говорить про отличия рейтинга-2020 от предыдущих, то в нем нет отметок о грубых нарушениях лицензионных требований, – отмечает Лариса Кожемякина. – Из-за ковидных ограничений специалисты жилищной инспекции не выходили с проверками на дома, поэтому эти графы остались в итоговом списке пустыми. Однако отсутствие проверок сыграло и злую шутку с УК: многие так расслабились, что накопили серьезные долги перед ресурсоснабжающими организациями. И если в последнем рейтинге этот пункт никак не влиял на количество баллов (все опять же из-за отсутствия проверок), то в следующем будет вновь обязательно учтен. У нас уже на конец нынешнего февраля есть 17 обращений от поставщиков с жалобами на УК, имеющие крупные задолженности за предоставленные ресурсы.

Речь, прежде всего, идет об управляющих компаниях из Калуги. Именно они составляют большую часть тех, кто вовсе не заработал звезд или получил их критически мало. Среди таковых, например, УК «Инженер ЖилСервис», ООО «Содружество», УК «Эдем».

Власти областного центра уже не раз пытались взяться за недобросовестные организации, то взывая к совести, то грозя штрафами. Один из последних методов воздействия, появившийся в Калуге, – созданная комиссия по упорядочению деятельности управляющих организаций, заседания которой проходят при непосредственном участии городского головы Дмитрия Денисова. Градоначальник требует от ответственных лиц наступательной позиции в борьбе с недобросовестными структурами и незамедлительного применения мер административной ответственности, вплоть до лишения УК лицензий.

В Государственной жилищной инспекции региона при этом отмечают, что управляющих организаций, которые откровенно плюют на замечания и предписания, очень мало.

– После обнародования рейтинга многие звонят, выясняют, почему они оказались на такой-то позиции, что на это повлияло и как можно исправить ситуацию, – рассказывает Лариса Кожемякина. – Потому что и население научилось делать правильные выводы из составляемого ГЖИ рейтинга, и в УК это понимают. С другой стороны, иногда приходится слышать, что, дескать, зря вы поставили нашей компании три звезды, она и одной-то не заслужила. Вот у нас, мол, вода в подвале стоит третий день, и никто из УК не почешется. Но в рейтинге учитываются только те жалобы, что поступили к нам в жилинспекцию. Поэтому пока жители не сообщат о проблеме, о ней никто не узнает, а в управляющей компании, как вы понимаете, не станут выносить сор из избы.

Лариса Кожемякина советует жителям Калужской области, знакомясь с рейтингом УК, обращать внимание не только на количество звезд, но и на то, исполняет ли компания выданные предписания, нет ли у нее задолженностей перед ресурсниками. А при смене УК – еще и на место расположения ее офиса. Он должен быть не дальше трех километров от обслуживаемого дома. Иначе слесаря или электрика придется ждать долго.

– В современных реалиях важны и такие позиции, учитываемые в рейтинге, как «Наличие странички в соцсетях» или «Дополнительные каналы связи с УК», – говорит замначальника ГЖИ Калужской области. – Люди могут сегодня не ходить подавать заявки на вызов того же сантехника. Вполне достаточно сообщения в мессенджер или в группу УК в соцсети, чтобы диспетчер послал на дом мастера устранить проблему. Но некоторые компании, к сожалению, до сих не имеют аккаунтов в социальных сетях, оставаясь, что называется, далекими от народа.

В жилинспекции обещают, что постепенно, с изменениями в Жилищном кодексе РФ, и в рейтинге будут появляться все новые и новые позиции для оценки деятельности управляющих организаций. Среди ожидаемых в ближайшей перспективе – наличие у УК страхового полиса на случай ее банкротства и проведение добровольного аудита для финансовой прозрачности распоряжения средствами населения. Возможно, новые критерии изменят и расстановку «управляшек» в итоговом списке. А ознакомиться с последним рейтингом УК можно на странице Государственной жилищной инспекции на официальном портале органов власти Калужской области.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото группы УК «Эдем» в соцсети «ВКонтакте».