Учить страну любить

Воспоминаниями о Викторе Филимонове поделилась Евгения Миленушкина.

Недавно мы простились с Виктором Яковлевичем Филимоновым, замечательным, добрейшим и благороднейшим человеком.

Советский и российский историк, доктор наук, профессор, декан истфака КГПУ. Список званий и заслуг немалый, тем не менее это был человек простой в общении, доступный и без тени «руководящего» чванства.

Наверное, такие качества созревают у людей на здоровой деревенской почве, где основой воспитательного процесса всегда были труд и уважение к людям любого ранга. Родившись в деревенской многодетной семье, Виктор Филимонов затем всю жизнь считал своим предназначением постигать все многообразие российской истории, а затем правдиво и доступно вкладывать основы этой науки в головы молодых.

Знаковый момент его биографии: в 1955 году Филимонов закончил наш истфак, куда спустя годы придет, чтобы возглавить кафедру. До этого он поработал учителем в Бетлицкой школе-интернате, а затем его путь был в аспирантуру. В 1989-м защитил докторскую диссертацию, в 1999 году ему было присвоено звание профессора.
Он является автором более ста публикаций. И вот еще один особый штрих к его биографии – во всем многообразии исторических тем и событий он выбрал проблемы российского крестьянства ХХ века и далее продолжал анализировать и искать глобальные корни аграрной политики советской власти, взаимодействия города и деревни.

Мы познакомились с ним на премьере ТЮЗа «Диктатура совести». Я любила этот театр в годы, когда им руководил «калужский бунтарь» Николай Троицкий. Не пропускала ни одной его работы. Но этот спектакль, рожденный в период перестройки, по пьесе Михаила Шатрова был мне особенно интересен — хотелось сравнить с шедевром Марка Захарова в «Ленкоме». Зачем на премьеру пригласили профессора тогда еще КГПИ? Сейчас объясню.

1988 год. Это был период, когда всем хотелось митинговать, сметать старые устои, выстраивать новую демократическую Россию. Все это делалось без глубокого исследования, без понимания, что именно нужно сделать, чтобы построить это новое. И со многими документами, касающимися, в частности, личности Ленина, мы были мало знакомы.

Это был спектакль-митинг, спектакль-диспут. Прямо на сцене проходил некий судебный процесс. Один за другим появлялись свидетели обвинения по делу Ленина. Троицкий хотел вовлечь в обсуждение зрителей. Без высокопрофессионального историка здесь было никак не обойтись. Но, заметим, уровень знаний школьного учителя здесь был явно недостаточен.

Я впервые слушала комментарии и замечания Виктора Яковлевича. Вся нить его рассуждений была даже интереснее самой драматургии. И еще сожалела, что нам, советским ученикам, школа вправляла мозги исключительно в соответствии с линией партии. Потом еще неоднократно мы встречались, и каждый раз традиционная структура интервью уходила вглубь, куда даже областной газете заглядывать не рекомендовалось.

Последний раз я брала у него интервью года три тому назад. Тогда у меня накопилось море вопросов, потому что только Филимонов мог дать на все честный, по совести, ответ. Еще раз отметила, что в обстановке новых реалий он не вышвыривает страницы былого (в том числе ошибок власти), не впадает в истерию и не клеймит без разбора оппозицию. Главное в его философии – высокая ответственность за судьбу страны, безграничная к ней любовь!

Мы с ним снова вспомнили Владимира Ленина и трактовку его образа в пьесе Шатрова. Что характерно, Виктор Яковлевич относится к нему с почтением. Оба вспомнили тогда ленкомовский спектакль и суд над вождем мирового пролетариата. Ближе к финалу Татьяна Пельтцер говорит: «Хотите почтить память Владимира Ильича – давайте во всем проводить в жизнь его заветы». И перестроечный зал взорвался аплодисментами. Вот вам и диктатура совести! Такой она была у профессора Филимонова, которого уважали, любили коллеги и ученики за его образованность, тактичность и огромную любовь к людям и стране. Не потому ли очень многие его подопечные студенты, закончив вуз, стали востребованы на высоких постах областного руководства! Эти люди – его произведение.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Ruvera.ru, Tksu.ru.