Восемь девок – один я

Классический детектив с неожиданной развязкой – спектакль «Восемь любящих женщин».

Калужская драма предложила зрителям комедию по знаменитой пьесе Робера Тома «Восемь женщин». Детектив поставил режиссер Дмитрий Бурханкин, сделавший в Калуге несколько спектаклей, среди которых блещут «Отчаянные мечтатели» и «Письма любви».

Пьеса 1958 года впервые поставлена в 1961 году в Париже. Автор эту работу совсем не ценил, однако она вышла в «лидеры проката». И в мире, и в России пьеса очень востребована, ведь в труппах, как правило, численно преобладают актрисы. Сочинение входит в репертуар московских Театра сатиры и Малого театра, в провинции она ставилась на сценах от Иркутска до Краснодара.

Спектакли эти очень разного уровня, одна из рецензий в общероссийском СМИ была озаглавлена «Один провал на «Восемь женщин». Про калужский так не скажешь! Зал то и дело взрывался смехом, отзываясь на проделки героинь, неразборчивых кумушек.
Режиссер Дмитрий Бурханкин с отличием окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Георгия Тараторкина). С 2001-го он был актером Московского драматического театра имени Гоголя. После окончания кафедры режиссуры театрального института имени Щукина калужский гость вместе с Владимиром Хорожанским основал в Москве ООО «Оптимистический театр», представляющее комедийный репертуар.

Художник-постановщик Борис Шлямин, главный художник Нижегородского академического театра драмы, показал место преступления, уединенный загородный дом, как серый склеп с витражами, обитель мертвых душ меркантильных обитателей.

Художник по костюмам Оксана Богданович воспользовалась возможностью окунуться в моду 50-х с кринолинами, нейлоновыми корсетами, шляпками. Вереница женственных «нью-луковских» нарядов пестрела бархатом, атласом, пайетками, люрексом.

События заинтриговали зал. В загородной вилле семейство готовится отмечать Рождество, но вместо Святого Николая пришла смерть хозяина дома. Под подозрение попали все восемь женщин, ведь каждой, по разным причинам, выгодно избавиться от Марселя.
Восемь героинь пьесы демонстрируют восемь проявлений одного характера, как бы многоликий архетип. Разная степень стервозности персонажей рисует оригинальную и в то же время универсальную комбинацию черт. Героини из совершенно разных сред, получившие различное образование и воспитание, в сущности, отличаются лишь ценой гардероба.

Объединяет их то, что все они манипулировали Марселем, выманивали у него деньги не мытьем, так катаньем. Две из них, как оказалось, влюблены в одного и того же мужчину, и обе стали «дойными коровами» этого альфонса.

Парадоксален образ тещи, «бабули» (заслуженная артистка РФ Надежда Ефременко). Она приживалка, владеющая целой пачкой ценных бумаг, и немощная, обезножившая старуха, легко выпрыгивающая из инвалидного кресла. Поистине, «непостоянство – имя тебе, женщина».

Все актрисы создали яркие гротескные образы, лиричности и мягкости нет и в помине, женственны только силуэты нарядов. Восемь женщин яростно борются «за металл», и актрисы показали этот чемпионат с азартом.

Дом оказался отрезан от мира, полиции, за следствие и самооправдание взялись сами домочадцы. Правда проявляется постепенно, как переводная картинка. С каждым новым разоблачающим фактом панорама меняется до неузнаваемости, как в калейдоскопе.

Сайт драмы предупреждает: «Администрация театра настоятельно не рекомендует раскрывать тайну финала нашего спектакля». Ну, кто же этого не знает, кто не смотрел роскошную экранизацию Франсуа Озона с Катрин Денев, Даниэль Дарье, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар?

Единственный мужчина, Марсель, глава семьи, на сцене не появляется. Развенчанного короля играет свита женщин, живущих на его деньги. Габи, жена (Ольга Петрова), Сюзон, старшая дочь (Ирина Якубенко), Катрин, младшая дочь (Елена Короткова), на первый взгляд составляют ближний круг.

Но не все так просто, Августина, сестра жены (Эмилия Ленковская), теща (Надежда Ефременко), Пьеретт, сестра Марселя (Светлана Никифорова), связаны с кормильцем нестандартными узами. Прислуга, старожил дома, экономка Шанель (заслуженная артистка РФ Людмила Парфирова) и изящная горничная Луиза (Анна Сорокина), как оказалось, отнюдь не ограничиваются должностными отношениями.

В русском языке есть поговорка: «Кричат, будто наследство делят». Визги, драки, ядовитые подколки, обливание друг друга словесными помоями, сплетни, буря в мещанском болотце – ткань повествования. Сочувствия не вызывает никто.

В пьесе, как и в «Ревизоре» Гоголя, положительный герой один – смех. А смех, по утверждению врачей, повышает иммунитет, что так важно в годину пандемии.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.