Школа в цифре

В Мещовской средней школе с цифрой давно на ты.

Пилотный проект по цифровизации образования затронул своим крылом Мещовскую среднюю школу. Вопреки опасениям родителей никакого дистанта он с собой не принес. Зато позволил полностью переоборудовать два кабинета информатики и оснастить их современной компьютерной техникой. 

Тем скептикам, которые считают, что районная школа никогда не достигнет по уровню образования городские и столичные учебные заведения, стоит приехать в Мещовск и побывать здесь. 

Даже чисто внешне школа не уступает, если не превосходит, многим калужским. Зданию – около полусотни лет, но смотрится оно как новое благодаря недавнему капремонту. 

Директор Вероника Викторовна Архипова провела наших корреспондентов по обновленному зданию и показала, как изменилась школа за последние несколько лет. После ремонта, который был выполнен за счет средств муниципального образования, последовало насыщение школьной среды оборудованием. 

К слову, и раньше районное учебное заведение не было обделено компьютерной техникой. В каждом кабинете стояли компьютер и мультимедийное оборудование. Была и есть тележка с 10 — 15 нетбуками, которые кочевали из одного кабинета в другой. 

– Другое дело, – говорит Вероника Архипова, – что оно уже морально устарело. Нетбуки не вытягивали современные программы. Два года назад мы думали приобретать новую технику за свой счет. А это очень дорого. 

Школе нужны и мебель, и лыжи. Администрации пришлось бы сильно ужимать остальные расходы. 

Когда в прошлом году мещовская школа попала в программу «Цифровая образовательная среда», здесь были несказанно рады такому подарку. За счет областных денег удалось приобрести почти 70 единиц новейшей техники с хорошим программным обеспечением. Плюс произошли изменения по инфраструктуре. По проекту модернизации школ получили систему контроля доступа – турникеты, поставили 16 наружных камер и 24 внутренние. Также была модернизирована внутренняя локальная сеть. Теперь Wi-Fi есть в каждой точке школы. 

Соседи из других регионов удивляются и завидуют возможностям мещовских школяров, потому что у них такого нет. В школе, где учатся сельские дети, стоит мультимедийный комплекс с огромным монитором, который работает и сенсорно, и от Wi-Fi. Учителя, благодаря использованию его на уроках, могут расширять преподавание в любых масштабах. 

– Это космос! – восхищается директор. – Видели бы вы восторженные глаза детей, когда они первые дни осваивали эту технику. 

В школе – 450 учеников. Новых ноутбуков хватает всем. Поэтому информатика здесь начинается со второго класса. В школе работают два преподавателя, которые, помимо уроков, с этого года ведут еще и дополнительные занятия по робототехнике (в начальной школе) и компьютерному дизайну (в старшей). Оборудование для этого было получено школой по программе «Успех каждого ребенка». 

Новую технику постепенно начинают использовать педагоги-предметники, на первый взгляд далекие от информатики. Пять человек из них уже прошли курсы, дали пробные уроки. Работа в этом направлении только начинается, но все идет к тому, что компьютер станет лучшим другом учителя. Почему бы и нет, если он хорошего качества и дает необходимые результаты на выходе? 

Мы побывали на занятии по компьютерному дизайну у учителя Татьяны Умновой, на котором семиклассники создавали буклет к ближайшему празднику. Работа над ним ребятам очень понравилась. А планируется еще сделать видеофильм, который будут монтировать на компьютере. 

У педагога начальных классов Ольги Беженару дети осваивали графический редактор. Третьеклассники раскрашивали компьютерный рисунок, узнавали, чем это отличается от той же самой работы на уроке рисования. 

По словам учителя, техника на порядок отличается от прежней. На нетбуке не было возможности выйти в интернет. Поэтому она пользовалась заранее подготовленными презентациями. Сейчас большая интерактивная доска позволяет ей открывать учебники в онлайне, показывать нужные картинки, выбирать задания и практиковаться на большом мониторе. Говорит, что это настолько удобно, быстро и интересно, что работать и ей, и детям в удовольствие. 

Осваивать продвинутую технику и новые программы учителям из Мещовска пришлось в пандемию – в этом есть проблема. Раньше они могли поехать в какую-нибудь продвинутую школу и посмотреть, как собирают и программируют роботов. Сейчас контакты с коллегами затруднены, а онлайн-курсы, к сожалению, не могут заменить «живого» опыта. Поэтому приходится прибегать к помощи бывших учеников – студентов Бауманского, специалистов в области IT. 

О первых результатах насыщения школы техникой высокого класса может говорить тот факт, что многие мещовские старшеклассники сейчас собираются сдавать информатику на ЕГЭ. Ее перестали бояться, потому что доступ к компьютеру свободен, можно попрактиковаться в основных программах не только на уроках, но и вне их. Новая образовательная среда постепенно становится для учеников делом обычным, в ней они все больше чувствуют себя как рыба в воде.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.