Мошенничество: испытано на себе

Светлана Дмитриева о горьком опыте общения с мошенниками.

Как я перевела злоумышленникам почти миллион рублей, оформив на себя неподъемный кредит.

Кто теперь не слышал предостережений о том, как мошенники под личиной сотрудников банка выманивают у доверчивых людей крупные суммы денег?.. Вот и я новости читала, предупреждающие аудио- и видеоролики от полиции видела и слышала. И потому где-то подспудно была уверена: не попадусь! Но не говори «гоп»…

Тот злополучный понедельник был первым рабочим днем после новогодних праздников, и я усиленно трудилась за компьютером, когда зазвонил мобильник. На экране высветился незнакомый номер Московского региона, я взяла трубку.

– Светлана Сергеевна, вас беспокоят из службы безопасности банка. Мы зафиксировали, что в Уфе на ваше имя пытаются оформить кредит на крупную сумму денег. Но, по нашим данным, вы проживаете в Калуге, поэтому операция вызывает подозрение, – все это собеседник произнес быстро, но четко.

«О, – подумала я тут же, – здравствуйте, товарищи мошенники». Но в трубку проговорила другое, что и советовали всегда в информациях о мошенниках: сейчас, дескать, сама свяжусь со своим банком по номеру, указанному на обороте карты. Что и сделала. Но по телефону горячей линии финансовой организации отвечал робот. Не став дожидаться ответа «живого» оператора, я повесила трубку. А буквально через пару — тройку минут мой мобильник зазвонил вновь, и на экране высветился тот самый номер банка, который я недавно набирала.

– Светлана Сергеевна, вы пытались связаться с нами. Чем могу помочь? – услышала я человеческий голос.

Когда объяснила, в чем была суть обращения, мне подтвердили: действительно, на мое имя через онлайн-сервис банка кто-то подал заявку на кредит. И чтобы не допустить ее оформления на третье лицо, мне предложили совершить ряд действий, не отходя от компьютера. Собеседник и имя свое назвал, и должность, и наименование отдела, и даже свой идентификационный номер как сотрудника финансовой организации.

Сомнения мои под натиском такой информации куда-то испарились, и я под руководством доброхота из банка начала делать все, что он мне говорил. Уж очень не хотелось выплачивать 950 000 рублей кредита, который кто-то далеко от Калуги пытался оформить на меня. Тем более «сотрудник банка» поторапливал: надо действовать быстрее, чтобы опередить злоумышленника. Когда у меня возникали еще какие-то подозрения, тут же «рапортовал», что никакой конфиденциальной информации у меня не выведывает – ни кодов из СМС, ни цифр с оборота карты, ни номера счета. И действительно ничего такого не спрашивал. А на вопрос о том, зачем мне надо сейчас оформлять кредит почти на миллион, который буду выплачивать со своим скромным заработком до гробовой доски, «успокоил»: рассчитываться мне не придется, последним шагом будет аннулирование заявки на кредит.

Но когда мне пришло подтверждающее сообщение об одобрении кредита, а затем на карточку упала крупная сумма, на том конце провода меня попросили сходить до ближайшего банкомата. Я заупрямилась: про развод у терминалов я тоже была наслышана, это, во-первых. Во-вторых, мне было реально некогда шастать туда-сюда. Но сотрудник безопасности банка предупредил: наш разговор записывается, и на аудиофайле будет отражено, что я отказываюсь от помощи специалистов, которые пытаются обезопасить мои финансы. Поэтому в дальнейшем я не смогу предъявить никаких претензий к банку, если ситуация сложится не в мою пользу.

Я испугалась и пошла к банкомату. У аппарата двумя транзакциями сначала обналичила сумму, а затем четырьмя операциями положила деньги на продиктованный мне счет, якобы безопасный. После того как все манипуляции были выполнены, я услышала, что теперь необходимо уничтожить чеки о проведенных транзакциях. И тут будто пелена спала с моих глаз и окутанного словесами мозга. Ведь ни один сотрудник банка не потребует уничтожить финансовый документ!

Через пять минут я уже разговаривала с дежурной частью полиции Калуги, всхлипывая, объясняла, что меня только что обманули мошенники, которым я перевела несколько сотен тысяч рублей. Полицейские, надо отдать им должное и сказать огромное спасибо, сработали оперативно. Вскоре со мной связались из настоящей службы безопасности банка, уточнив, что им звонили из полиции, и попросили уточнить, какую информацию я вижу на чеках о финансовых операциях.

Потом уже была встреча со следователями, оформление заявления, известие о том, что банковский счет, на который я собственноручно по дурости и доверчивости перевела деньги, банком заблокирован, но у мошенников, оказывается, остается возможность вывести сумму даже в этом случае. Благополучное завершение дела в тот уже глубокий вечер понедельника и правоохранители, и сотрудники банка оценивали для меня 50 на 50.

Я не спала две ночи, понимая, что каждая уходящая минута – не в мою пользу. Но в среду выдохнула: банковский счет был арестован уже по решению суда, а это в разы надежнее обычной блокировки. В четверг в следственном отделе УМВД по г. Калуге мне уже вернули переведенную мошенникам сумму.

Из всей этой истории я теперь накрепко уяснила: никогда не надо вступать в разговор, если есть хоть малейшее сомнение в том, что тебе звонят злоумышленники. Заболтают, задурят, уговорят. Надо моментально класть трубку и блокировать номер. Не надо верить тому, что видишь на экране телефона: мошенники, используя современные технологии, могут «позвонить» и из Кремля. Лучше сбросить вызов и набрать номер самостоятельно. Если он не отвечает – это мошенники.

Любые операции с деньгами и счетами надежнее проводить непосредственно в отделениях банка. И чем быстрее обратишься в полицию, тем больше шансов в благополучном исходе.
И пусть мой опыт убережет вас от мошенничества.

Светлана ДМИТРИЕВА.

Фото Fingazeta.ru, Exante.pro, Headphone-review.ru, Economictimes.indiatimes.com, Vnru.ru.

От редакции. У этой истории, рассказанной читательницей газеты «Знамя», есть продолжение.

Во-первых, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в крупном размере». Во-вторых, как сообщили в пресс-службе УМВД по Калужской области, сотрудникам уголовного розыска в результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий уже удалось установить подозреваемую. Ею оказалась 41-летняя гражданка другого государства, временно проживающая в Москве.

По версии правоохранителей, женщина, имея доступ к управлению банковским счетом, на который были перечислены денежные средства потерпевшей калужанкой, намеревалась перевести их на банковскую карту для последующего обналичивания, однако не успела, так как финансовые операции были заблокированы.

Сейчас продолжаются мероприятия по установлению иных лиц, причастных к мошенническим действиям.