Гости с деньгами

Калуга как новогодняя столица России принесла экономике и имиджу региона неплохие дивиденды.

Всем известно, что туризм – это бизнес. Гостеприимный, улыбчивый, готовый угодить каждому путешественнику, но бизнес. С его жесткими законами и четкими, как всякий бухгалтерский отчет, выводами. За расслабленностью и впечатлениями приезжающих всегда стоит напряженная работа принимающей стороны. И проект «Калуга – новогодняя столица России-2021» продемонстрировал это хоть и локально – на примере одного города, но оттого особенно ярко.

Двадцать девять дней областная столица принимала гостей из всех волостей, стараясь порадовать каждого: и любящего спортивные мероприятия, и стремящегося к культурным событиям, и ищущего гастрономические изыски, и желающего отдохнуть шумной компанией друзей, и мечтающего о семейном междусобойчике, но вдали от дома. И хотя статус новогодней столицы страны имели до Калуги многие города, еще больше будут носить это звание после, но у Калуги проект вышел, дай бог, неповторимым. Все из-за ограничительных мер, продиктованных безопасностью в пандемию. И только одним этим наш город, возможно, навсегда войдет в историю проекта.

В памяти же самих калужан он надолго останется как праздник, вылившийся на улицы города огнями фейерверков и лазерных шоу, работой творческих коллективов и аниматоров, карнавальными шествиями и запахом душистого горячего чая в морозный снежный день.

– Сто тринадцать мероприятий вошло в основную афишу проекта, а всего их было больше двух сотен. То есть за 29 дней, пока шел проект, это примерно по семь различных событий ежедневно,рассказала во время стрим-эфира медиакорпорации «Калуга Сегодня» начальник управления культуры Калуги Яна Васина. – И всякий раз это было новое мероприятие, со сменой участников, со сменой темы. Да, у нас было три основных события, вокруг которых будто нанизывались все остальные (это шоу «Северное сияние» шоу огня и света в сквере на улице Марата, а также фестиваль уличных театров), но и на других точках и локациях было весело и интересно.

По словам Яны Васиной, абсолютное большинство задуманного воплотили в действо, несмотря на ряд трудностей. И даже небесная канцелярия порадовала, ближе непосредственно к Новому году щедро насыпав на калужские улицы снега. В итоге довольны остались и туристы, и хозяева города, и организаторы, и участники-предприниматели.

По данным управления экономики и имущественных отношений горуправы Калуги, за без малого месяц наш город посетили более 165 000 гостей. К нам приезжали из Орла, Смоленска, Тулы и Рязани, не усидели дома жители столицы и Подмосковья, были гости из Санкт-Петербурга и даже из далеких от Калуги Воркуты и Республики Бурятия. Как рассказала Яна Васина, много туристов приехало из Воронежа и Курска.

В итоге в две последние недели проекта загруженность гостиниц и заведений общественного питания Калуги составила 100%, а приток денег от гостей в экономику, благодаря плотному турпотоку, превысил миллиард рублей. На одной только ярмарке «Рождество на Старом Торге», организованной региональным Агентством развития бизнеса, было проведено более 30 мероприятий, и больше сотни калужских предпринимателей смогли представить и реализовать свою продукцию.

Денег на организацию торжеств и развлечений было потрачено, конечно, тоже немало, хотя калужане в расходах и были скромнее своих предшественников из Рязани. Но окупаемость затрат не столько (вернее, не только) в финансовых дивидендах, сколько в туристическом, а значит, привлекательном для гостей имидже региона и его городов. Калуга показала и доказала, что нам есть чем удивлять и радовать жаждущих впечатлений и развлечений. А это значит, что часть посетивших Калугу как новогоднюю столицу захотят приехать сюда еще раз, к примеру, летом или осенью. Собственно, на эту долгоиграющую перспективу и нацелен сам проект в любом городе-участнике.

Сейчас, по оценкам экспертов, Калужская область в сфере гостеприимства входит в группу регионов крепких профи. Об этом свидетельствуют итоги национального туристического рейтинга, который шестой год подряд проводят журнал «Отдых в России» и центр информационных коммуникаций «Рейтинг». Каждый регион в нем оценивается по нескольким критериям, среди которых – уровень развития отрасли и гостиничной инфраструктуры, доходность от туризма и его вклад в экономику, популярность у туристов, уникальность и другое.

По итогам 2020 года Калужская область в национальном туристическом рейтинге – на 39-й строчке из списка всех субъектов страны. На первых позициях такие раскрученные за много лет у путешественников регионы и города, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Алтайский края, Севастополь, Калининградская область или Карелия. Возможно, участие Калуги в проекте «Новогодняя столица России» изменит позицию региона в национальном рейтинге туристических достижений, в очередной раз доказав, что усилия были не напрасны.

Что же касается празднования Нового года в дальнейшем, в управлении культуры горуправы Калуги признают, что после мероприятий декабря 2020-го – января 2021-го они будут стараться и впредь радовать калужан и гостей города.

– Может быть, не с таким размахом, но Новый год в городе уже никогда не будет прежним, – отметила Яна Васина во время стрим-эфира в студии медиакорпорации «Калуга Сегодня». – Для калужских коллективов проект стал определенной проверкой, которую все выдержали. Мы взяли эту высоту и теперь, наверное, не имеем права снижать планку. Тем более что новый проект дал нам новые знакомства, новые контакты, новый опыт, а значит, и новые возможности.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото пресс-службы Агентства развития бизнеса Калужской области, Игоря РУЛЕВА, Анны ЗОЛОТИНОЙ.