Крепостной самородок

В Калужском музее изобразительных искусств работает выставка московских художников.

Сейчас, когда из-за пандемии посещение столичных музеев приостановлено, экспонаты Музея Тропинина и московских художников его времени можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств

Замоскворецкая обитель муз была создана в 1971 году на основе личной коллекции произведений русского искусства, подаренной Москве вместе с домом в Щетининском переулке Феликсом Вишневским, коллекционером и знатоком русской живописи.

Музей обладает одним из самых значительных собраний произведений Тропинина. На калужской экспозиции представлены также работы О. Кипренского, П. Захарова-Чеченца, Е. Плюшара, С.- Я. Шерадам, П. Соколова, Р. Жуковского.

Выставка «Гостеприимство муз. Салоны и балы в Москве XIX века» представила акварельные и живописные портреты, а также аксессуары щеголей и щеголих той поры.

Французская мода на домашние салоны привилась сначала в столице, а затем и в Первопрестольной. В романах классиков эти барские затеи описаны без радужного флера.

Бал был более официальным и дорогостоящим мероприятием. Вспомним Пушкина: «Давал два бала ежегодно и разорился, наконец». Бал существовал по строгим правилам, любое отступление считалось скандальным. А вот бал-маскарад предполагал свободу поведения, осужденную Арбениным.

Глядя на атлас и бархат платьев, рассматривая веера, не стоит ностальгировать по утраченному «золотому веку». Какая уж культура, если все это, по меткому слову Джека Лондона, сделано из крови угнетенных, попросту рабов разряженных «мертвых душ».

Пашенные крестьяне, «сеятели и хранители», стоили дешевле обученной домашней прислуги. Дети были тем дешевле, чем моложе (начиная с пятидесяти копеек за годовалого ребенка – младше продать было нельзя, ибо младенец кормится грудью).

Выше всего ценились молодые крепостные – мужчины 20 — 30 лет и женщины 15 — 25 лет. Здоровый молодой крестьянин без особых навыков (около 100 рублей) стоил 53 000 рублей в современном эквиваленте; хороший повар (1 000 рублей) – 530 000.

Путешественник Дюкре рассчитал, что средняя стоимость крепостного составляла примерно 400 — 600 франков. При этом негр-раб во французских колониях стоил в три — четыре раза дороже.

Одним из дорогих обученных специалистов являлся сам Тропинин, ведь он был и художником, и поваром. Василий Тропинин родился в семье крепостного управляющего поместьем Антона Миниха. Отец художника получил вольную по окончании своей службы. А Василий отошел вместе с приданым дочери Миниха в собственность генерала с говорящей фамилией Морков.

Новый хозяин не оценил художественные увлечения юноши и отправил его учиться в Петербург… на кондитера. Тропинин посещал уроки в студии от Академии художеств как вольнослушатель. Это не приблизило его к мечте и воле.

В дом барина Василий Андреевич возвратился поваром-кондитером и личным лакеем графа. В свободное время рабу велели восстановить росписи старой церкви, «оптимизировали» его рабочий день. Тропинин женился на вольной селянке, и та стала по закону Российской империи крепостной.

В 1807 году Тропинин сопровождал господ в Москву. Гость француз рассыпался в комплиментах лакею-художнику. За ужином Тропинин должен был обслуживать господ. Француз, увидав автора прекрасных портретов с салфеткой в руках, подбежал к нему и стал усаживать за стол. Конфуз освободил самородка от унизительных обязанностей.

Однажды Морков проиграл в карты значительную сумму и получил предложение от некоего Дмитриева вместо выплаты долга дать вольную Тропинину. Отказал! И только через пять лет после освобождения сорокасемилетнего отца стали вольными жена и сын художника. Портрет маленького Арсения – жемчужина русского искусства.

За представленные в академию живописные работы: портрет Скотникова, картины «Кружевница» и «Старик-нищий», Тропинин получил звание «назначенного в академики».

Прочувствовав судьбу мастера, зритель ясными глазами посмотрит на экспонаты выставки. Она будет ждать вас до 8 марта.

Маргарита РАЗУМИХИНА

Фото Игоря РУЛЁВА.