Сохраняем время и нервы

Со следующего года все детские поликлиники должны стать «бережливыми».

Федеральный проект «Бережливая поликлиника» вступает в фазу основной реализации. В прошлом и этом году он проходил апробацию на базе нескольких медицинских учреждений. В 2021-м на новые стандарты переведут детские поликлиники.

Что это за принципы, и к чему нам, родителям, готовиться? Если в двух словах, то первичное звено детского здравоохранения должно так перестроить свою работу, чтобы стать удобнее для пациентов и медперсонала. Один из основных постулатов «Бережливой поликлиники» — устранение всех видов потерь сделает процесс более эффективным. Имеются в виду потери временные — ожидание в очередях, составление лишней отчетности, избыточные хождения по кабинетам. Любое ожидание, говорится в методических рекомендациях к проекту, является бесполезной деятельностью.

Второй вид потерь — физические. Под ними подразумевается, к примеру, перегрузка в работе врачей и медсестер из-за плохо отлаженного рабочего механизма. О том, как можно сэкономить самый дорогой человеческий ресурс – время, в условиях детской поликлиники, в принципе, догадываются многие. Достаточно вспомнить, что нас больше всего раздражает: очереди в регистратуру и к врачам, хождение по этажам в поисках нужного кабинета.

Мы возмущаемся, когда запись к специалисту — на две недели вперед, так как это тоже потеря времени и, возможно, здоровья ребенка. А как внутренне не кипеть, если осмотру пациента врач уделяет вдвое- втрое меньше времени, чем бумагам на столе?..

Устранить все эти минусы «Бережливая поликлиника» предполагает за счет автоматизации, улучшения логистики и обучения медперсонала. Для этого в учреждении возле регистратуры устанавливаются световые информационные табло, терминалы для записи на прием. Разделение потоков пациентов на «вновь заболевших» и тех, кто пришел на повторный прием, также экономит время и здоровье посетителей.

Что касается обучения персонала, то правильная маршрутизация и – да- да! — нормы вежливого общения часто делают чудеса.

В нашей области финансовая поддержка детских поликлиник оказывается в рамках региональной составляющей федерального проекта по развитию детского здравоохранения, который в том числе включает создание современной инфраструктуры оказания медпомощи. В минздраве области рассказали, что в прошлом году было отремонтировано и оснащено оборудованием восемь детских поликлинических отделений, а в этом – еще девять. Таким образом, всего за два года будет приведено в порядок и модернизировано 95% ДПО региона.

В Калуге данный проект пока реализуется на базе двух медучреждений — детского поликлинического отделения № 1 детской городской больницы Калуги и поликлинического отделения № 5 калужской городской клинической больницы № 4 им. А.С. Хлюстина.

Поскольку автор этих строк имеет возможность частенько бывать в поликлинике на Вилонова, поделюсь своими впечатлениями от нововведений из области «бережливых технологий». Так называемая открытая регистратура, без окошечек — надо думать, для того, чтобы было проще общаться с администраторами. Не нужно повышать голос, чтобы тебя лучше слышали. Отсутствие «мышиной норы», куда раньше мы заглядывали, чтобы встретиться глазами с регистраторами, на мой взгляд, не только упрощает процесс записи на прием, но и сближает нас. Также из плюсов в этой детской – разделение потоков на только что заболевших и пришедших на повторный прием. Раньше все мы стояли в одной очереди, отчего она увеличивалась иногда вдвое. Появление стойки-ресепшен, особенно в период большого потока посетителей, на мой взгляд, существенно облегчает и ускоряет работу регистратуры, так как не нужно отвлекаться на вопросы типа «а где взять справку для физдиспансера?».

Сейчас с целью предотвращения распространения коронавируса отдельные элементы «Бережливой поликлиники» временно перестали использовать, к примеру, световые табло и терминалы для записи. Говорят, переход на «бережливые стандарты» дается медперсоналу непросто. И дело не только в том, что проект не обещает врачу или медсестре повышение зарплаты, а главврачу — увеличение финансирования организации.

Обучение электронному документообороту и IT-навыкам по новым технологиям также не предусмотрено. Возможно, нашей системе ОМС чисто психологически трудно прогнуться под пациента. Считается, что удобства и доступность – это не про нее. Не нравится? Идите в частный центр. Однако через месяц с небольшим новые стандарты станут обязательными к исполнению. И  хочешь  не хочешь, а доступность и комфортность детские поликлиники должны будут продемонстрировать на деле. Будем надеяться, что наши ожидания не разойдутся с действительностью.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.